Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.В.Панкратова

учитель начальных классов ГКС(К)

для ОВ с ОВЗ СКОШИ III-IV вида
г. Троицка

Методы, формы, средства, обеспечивающие комфортность условий для работы с учащимися с нарушением зрения 

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Для детей со зрительными нарушениями школьное образовательное пространство должно быть прежде всего комфортным. «Комфорт» - от анг. слова переводится как поддержка, укрепление. Под «комфортностью школьных условий» понимают условия обучения и воспитания, при которых ученик развивается и чувствует себя спокойно, у него не возникает необходимости защищаться [5].

Комфортность условий в школе – интернате для детей с нарушениями зрения складывается из учёта многих факторов. Говоря о разнообразии форм, методов и средств обучения детей в школах - III-IV вида следует отметить, что они напрямую зависят от глубины зрительного дефекта.

В работе школ-интернатов для детей с нарушениями зрения используются методы обучения классификации, созданной А. Г. Литваком [4].

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные,  объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие), так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей, поэтому рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие.

Формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют: на фронтальные, групповые и индивидуальные.

 При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Однако фронтальная работа не всегда рассчитана на учёт зрительных и интеллектуальных различий детей.

 При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. К групповым относят также парную работу учащихся.

 Индивидуальное обучение - это самостоятельное выполнение заданий на уровне и в темпе доступном для ребёнка. Индивидуальное обучение в нашей школе позволяет ученикам осваивать программный материал в комфортных для них условиях.

В классах слабовидящих учащихся для обучения общеобразовательным предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в которых выделены основные признаки изображённых объектов, тетради со специальной разлиновкой, наглядные пособия укрупнённого масштаба с выделением главного, оптические и технические средства.

В своей работе, со школьниками начального звена, использую практический метод обучения - в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью чувственного опыта.

Также уделяю особое внимание наглядным методам обучения детей с нарушением зрения (письмо, математика, литературное чтение и другие). Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём развития наблюдательности, формирования образов памяти.

На уроках литературного чтения, окружающего мира использую словесные методы с использованием  наглядности (беседа, рассказ, работа с учебниками, с иллюстрациями).

Пробелы в чувственном опыте ребёнка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Память слабовидящих школьников характеризуются меньшей продуктивностью в сравнении с нормой. Репродуктивные объяснительно - иллюстрационные методы также хороши для развития познавательных процессов детей, для этого подбирается много наглядности при работе с материалом урока, дополнительной литературы, тестов, творческих заданий. К урокам школьники готовят дополнительный материал и иллюстрации к нему.

На предмете «Окружающий мир» выходят на первое место практические методы обучения, которые способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношении человека к жизни.

Провожу интеллектуальные марафоны, командные «конкурсы весёлых и находчивых» - системные мероприятия, знакомящие с информацией по актуальным для школьников темам, дети их ждут с большим интересом.

Глубокое поражение органа зрения значительно ограничивает чувственные познания. Важным методом обучения на уроке является демонстрация опытов, так как учащиеся не могут дистантно, целостно наблюдать свойства объектов, ведь это увлекательное путешествие в мир веществ, их свойств, превращений одних веществ - в другие, познания законов развития живого мира. Во время этого путешествия учащиеся постигают элементарные понятия и законы науки с учётом тифлотребований в нашей школе.

У детей с нарушением зрения и сопутствующими заболеваниями нарушено абстрактное и логическое мышление, зрительно-пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем математики. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует обучающихся и помогает повышать интерес к предмету.

Нестандартные типы уроков (уроки-исследования, уроки-путешествия и другие) помогают следовать одной из главных задач для педагога - привить интерес к предмету. Они дают возможность не только активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, то есть способствует выработке бережного отношения к природе.

Коррекционно-воспитательная работа, проводимая с обучающимися, с учётом глазных заболеваний, их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достичь позитивных результатов в обучении и воспитании детей с нарушением зрения.

Тифлопедагоги Г.В.Григорьева, Л.М.Егоршина, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А.Феоктистова,  [1,2,3,4] отмечают, что правильная дифференцированная работа с использованием специальных методов, форм, и средств обучения, создаёт комфортные условия обучения, помогает детям с нарушением зрения преодолеть все трудности и адаптироваться в обществе.

 

 

Литература:

  1. 1. Григорьева, Г.В. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий  зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха [Текст] / Г.В. Григорьева // Дефектология. – 1997. - № 1.
  2. 2. Егоршина, Л. М. Полисенсорная основа воспитания и обучения детей с глубокой зрительной патологией [Текст] / Л. М. Егоршина // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. – М. : ВОС, 1997.
  3. 3. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: учеб. пособие [Текст] /В. П. Ермаков,  Г. А. Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2000.
  4. 4. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – СПб.: Каро,  2006.
  5. 5. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. [Текст] /В.М.Полонский. – М. : Высшая школа, 2004.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Статья будет полезна молодому педагогу, так как раскрывает азы педагогической работы, Для себя отметил доступность изложения, краткость и емкость статьи. Оптимальное сочетание методов и приемов пед. воздействия подобрать сложно, оно зависит от многих факторов: интеллектуальных и сенсорных возможностей учеников, методической базы, временных и прочих ограничений. Педагог в вечном поиске!
Щербаков Г. А
Учитель коррекционного класса
Используя разнообразные формы и методы работы, вы создаете комфортные условия для развития детей. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР