- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Сергиенко Ольга Владимировна, методист,
КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ»
Межнациональная толерантность – требование времени
В жизни мирового сообщества одним из наиболее значительных, отвечающих сложным процессам международного межконфессионального и культурного общения народов, является понятие толерантности. Сама же толерантность стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики межличностных, общественных и международных отношений. Самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Школа как раз является той лакмусовой бумажкой, которая в первую очередь реагирует на подобного рода обстоятельства. Мир детства и юности психологически сложный и серьезный этап становления человеческой личности. Заложенные именно в этом возрасте мировоззренческие установки сохраняются длительное время, иной раз и до конца жизни. Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности - ключевые для подросткового возраста. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы или предубеждения. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи воспитания нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всяких национальных предвзятостей граждан всего государств. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Проблема воспитания у детей межнациональной толерантности остра и актуальна в нашей школе-интернате, поскольку здесь учатся дети со всего Алтайского края и дети из Республики Алтай – алтайцы.
|
К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам заметен в отношениях детей. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. По результатам нашего фронтального исследования, в котором приняли участие практически все учащиеся школы-интерната (160 человек) 14% школьников враждебно настроены по отношению к людям других национальностей. Большинство учащихся негативно относятся к представителям других национальностей, с той разницей, что данное отношение носит избирательный характер. Некоторые из них стесняются или не знают своего происхождения. Тестирование показало, что больше половины из опрошенных подростков не способны полноценно и спокойно взаимодействовать с людьми других национальностей. В сочинениях, которые были предложены написать ученикам с 5го по 12 классы, были высказаны мысли описывающие тревожную картину. Алтайцы в школе стесняются говорить между собой на родном языке, потому, что слышат насмешки и «переиначивания» со стороны русских детей. Часто негативные воспоминания связаны с обзывательствами сверстников как раз по поводу их национальности. Психоэмоциональные срывы часто наблюдаются именно у детей национального меньшинства. Многие выпускники школы ранее поступали в медицинское училище города Кисловодска. Теперь же никто из выпускников не желает туда ехать именно потому, что так остро стоит национальный вопрос. Такое положение в школе-интернате, где дети не только учатся, но и живут, беспокоило педагогический коллектив.. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир детей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Учитывая то обстоятельство, что в молодежной среде в последнее время большой популярностью пользуется клубная форма организации досуга, в школе решено было создать межнациональный молодежный клуб общения «Наш Алтай».
Цель организации клуба – создание условий в школе – интернате для формирования личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений.
Задачи клуба:
- Содействие развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
- Помощь слепым и слабовидящим детям в принятии себя и других людей такими, какие они есть.
- Формирование активной гражданской позиции у школьников из национальных общин.
- Обучение умениям устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
- Установление контакта школы с Министерством Образования Республики Алтай с целью расширения возможности обучения детей – инвалидов по зрению в КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III-IV вида».
Работой клуба руководят узкие специалисты: тифлопсихолог и социальный педагог с привлечением тифлопедагогов школы. Деятельность клуба направлена на ликвидацию негативных чувств обучающихся по отношению к людям иных национальностей. Для решения поставленных задач используются слово, тренинги, народные игры. Особую значимость имеет слово как средство формирования личностного образования с условием предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой информации, а также в силу специфики учебного заведения. Основная задача работы клуба научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. В связи с этим дети вовлекаются в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях с условием предварительной установки на игровую или тренинговую деятельность, наличия заранее подготовленных вопросов для исключения «провала» выбранной формы, пояснения своих действий подростками и тактичный их анализ. Данная форма воспитательной работы этнической направленности в школе показала определенный результат. Создание межнационального молодежного клуба в школе – интернате помогло решить задачу педагогического управления, урегулирования двух объективно развивающихся и пересекающихся процессов: возрождение этнического самосознания и формирование межэтнической толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения представителей различных народов. Школьники стали понимать то, что все люди разные, но это не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Мы живем в красивом разнообразном мире. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Работа клуба направлена на знакомство с историей и культурой народов Республики Алтай, природой одного из живописнейших уголков земного шара, информирование о правах инвалидов по зрению в разных субъектах Российской Федерации. Педагогический эффект достигается с помощью таких методов как экскурсии, видео- и аудио лекции, тренинги, анкетирование, творческие отчеты, клубные часы, концерты. Силами детей, членов клуба положено начало созданию видеофотолетописи «Наш Алтай».
Практическая значимость состоит в том, что воспитание этнической толерантности у учащихся школы через деятельность межнационального клуба общения является одним из средств решения данной проблемы.
Литература.
Ожегов Ю.П. Политическая культура молодежи. -М.: Знание,1980. -64 с.
Паин Э.А. Межнациональные конфликты в СССР //Сов.этнография.
1990. N1. -С.3-15
Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М.: Прогресс, 1994. -125 с.
Солдатова Г.У. Межэтническое общение: Когнетивная структура этнического самосознания //Познания и общения. -М., 1988. - СП 1-125.
Комароваа Г.А. Хроника жизни национальностей в СССР 1990 года. -М., 1996.-257 с.