- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Емелина Л.В. ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»
Минтруда России
Обучение детей с тяжёлыми нарушениями навыкам ориентировки и мобильности.
Умение ориентироваться в пространстве и возможность самостоятельно передвигаться имеет важнейшее значение в сложном процессе абилитации и социальной реабилитации для слепоглухих и слепых детей с дополнительными нарушениями.
Деятельность слепоглухих детей опирается на сохранные сенсорные возможности (осязание, обоняние, вибрационная и мышечная чувствительность) и их совершенствование.
Обучение навыкам ориентировки и мобильности детей с множественными нарушениями опирается на систему обучения незрячих детей и предусматривает использование специальных средств общения, методов и приёмов, учитывающих особенности людей с нарушением зрения и слуха.
Компоненты ориентировки, наиболее значимые для развития слепоглухого ребёнка:
- Осознание своего тела и своих движений.
- Понимание окружающего пространства.
- Способность использовать поступающую из окружающего мира информацию для самостоятельного перемещения.
Слепоглухой ребенок начинает знакомиться с окружающим пространством через предметы ближайшего пространства (микропространства).
Знакомство с макропространством происходит в процессе выполнения режимных моментов, когда определённая деятельность осуществляется в определённом месте, и в процессе передвижения до того или иного помещения. Это передвижение, как и всякая другая деятельность ребёнка с множественными нарушениями, осуществляется по определённому алгоритму:
- в совместной деятельности
- в совместно-разделённой деятельности,
- по инструкциям и с подсказками педагога,
- под контролем,
- самостоятельно.
В процессе знакомства с микро и макро пространством осуществляется работа по обучению детей использовать свои сохранные органы чувств для получения сенсорной информации. С этой целью используются как естественные ориентиры, так и дополнительные сенсорные подсказки.
Основные способы передвижения, доступные слепоглухим детям:
1)Передвижение со зрячим сопровождающим.
2)Самостоятельное передвижение без вспомогательных средств.
3) Передвижение с использованием длинной трости.
Успех передвижения со зрячим сопровождающим во многом зависит от выбора средств общения. Специальные средства общения, используемые при обучении навыкам О. и М. следующие:
- Движение рукой, указывающее направление
- Рисование на спине
- Рисование на ладони
- Предмет символ
- Жест, указывающий конечный пункт передвижения
- Дактилология в руку.
Выбор средств общения осуществляется в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей ребёнка.
Чтобы передвигаться самостоятельно, незрячий должен обладать большим запасом умений и навыков ориентировки, таких, как умение передвигаться вообще, уметь выполнять прослеживание, выполнять защитные приёмы, повороты, сохранять направление, подниматься и спускаться по лестнице, уметь замечать и использовать подсказки и ориентиры и т.д.
Безопасность самостоятельного передвижения могут обеспечить различные вспомогательные средства: детские коляски, специальные рамки и, конечно же, трость.
Помимо обучения техникам передвижения с тростью для слепоглухих и слепых детей с дополнительными нарушениями обязательно проводится подготовительная работа:
1) Работа с тростью без передвижения:
- обучение правильному захвату и удерживанию трости
- перекладывание трости из одной руки в другую,
- безопасное удерживание трости, когда она не используется
(в положении стоя, сидя, при передвижении со зрячим
сопровождающим).
- манипулирование тростью.
2) Передвижение с тростью на короткий отрезок пути.
Кроме того, для обучения детей множественными нарушениями мы предлагаем использовать трость одновременно с прослеживанием.
После проведения подготовительной работы проводится обучение техникам передвижения с тростью: технике диагонали и технике маятника и приёмов касания и скольжения.
Условия успешного овладения навыками ориентировки и мобильности:
1) положительный опыт взаимодействия с окружающей средой,
2) многократные повторения,
3) мотивированность осваиваемого навыка.
Приём верхней защиты
Приём нижней защиты
Безопасное положение трости,
когда она не используется
Диагональное положение трости
Использование техники диагональной трости вместе с прослеживанием.
Отзывы