Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Емелина Л.В. ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»

Минтруда России

Обучение детей с тяжёлыми нарушениями навыкам ориентировки и мобильности.

Умение ориентироваться в пространстве и возможность самостоятельно передвигаться имеет важнейшее значение в сложном процессе абилитации и социальной реабилитации для слепоглухих и слепых детей с дополнительными нарушениями.

Деятельность слепоглухих детей опирается на сохранные сенсорные возможности (осязание, обоняние, вибрационная и мышечная   чувствительность)  и их совершенствование.

Обучение навыкам ориентировки и мобильности детей с множественными нарушениями опирается на систему обучения незрячих детей и предусматривает использование специальных средств общения, методов и приёмов, учитывающих особенности людей с нарушением зрения и слуха.

Компоненты ориентировки, наиболее значимые для развития слепоглухого ребёнка:

  • Осознание своего тела и своих движений.
  • Понимание окружающего пространства.
  • Способность использовать поступающую из окружающего мира  информацию для самостоятельного перемещения.

Слепоглухой ребенок начинает знакомиться с окружающим пространством через предметы ближайшего пространства (микропространства).

Знакомство с макропространством происходит в процессе  выполнения режимных моментов, когда определённая деятельность осуществляется в определённом месте, и в процессе передвижения до того или иного помещения. Это передвижение, как и всякая другая деятельность ребёнка с множественными нарушениями, осуществляется по определённому алгоритму:

  • в совместной деятельности
  • в совместно-разделённой деятельности,
  • по инструкциям и с подсказками педагога,
  • под контролем,
  • самостоятельно.

В процессе знакомства с микро и макро пространством осуществляется работа по обучению детей использовать свои сохранные органы чувств для получения сенсорной информации. С этой целью используются как естественные ориентиры, так и дополнительные сенсорные подсказки.

Основные способы передвижения, доступные слепоглухим детям:

1)Передвижение со зрячим сопровождающим.

2)Самостоятельное передвижение без вспомогательных средств.

3) Передвижение с использованием длинной трости.

Успех передвижения со зрячим сопровождающим во многом зависит от выбора средств общения. Специальные средства общения, используемые при обучении навыкам О. и М. следующие:

  • Движение рукой, указывающее направление
  • Рисование на спине
  • Рисование на ладони
  • Предмет символ
  • Жест, указывающий конечный пункт передвижения
  • Дактилология в руку.

Выбор средств общения осуществляется в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей ребёнка.

     Чтобы  передвигаться самостоятельно, незрячий должен обладать большим запасом умений и навыков ориентировки, таких,  как умение передвигаться вообще, уметь выполнять прослеживание, выполнять защитные приёмы, повороты, сохранять направление, подниматься и спускаться по лестнице, уметь замечать и использовать подсказки и ориентиры и т.д.

     Безопасность самостоятельного  передвижения могут обеспечить различные вспомогательные средства: детские коляски, специальные рамки и, конечно же, трость.

Помимо обучения техникам передвижения с тростью для слепоглухих и слепых детей с дополнительными нарушениями обязательно проводится подготовительная работа:

              1) Работа с тростью без передвижения:

                - обучение правильному захвату и удерживанию трости

                - перекладывание трости из одной руки в другую,

                 - безопасное удерживание трости, когда она не используется   

                (в положении стоя, сидя, при передвижении со зрячим

                 сопровождающим).

                - манипулирование тростью.

               2) Передвижение с тростью на короткий отрезок пути.

Кроме того, для обучения детей множественными нарушениями мы предлагаем использовать трость одновременно с прослеживанием.

После проведения подготовительной работы проводится обучение техникам передвижения с тростью: технике диагонали и технике маятника и приёмов касания и скольжения.

Условия успешного овладения навыками ориентировки и мобильности:

1) положительный опыт взаимодействия с окружающей средой,

2) многократные повторения,

3) мотивированность осваиваемого навыка.

 

 

 

Приём верхней защиты

 

Приём нижней защиты

 

 

 

Безопасное положение трости, 

когда она не используется

 

 

Диагональное положение трости

 

 

 

Использование техники диагональной трости вместе с прослеживанием.

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Ценность работы в описании алгоритма обучения ориентировке и мобильности.Интересно более подробное описание данной работы, особенно приемов и способов.
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Нас очень заинтересовала Ваша работа. Сколько требуется терпения и труда от педагогов! В нашей школе тоже есть дети с сочетанными нарушениями развития (ОДА, тугоухость, выраженная интеллектуальная недостаточность). Нам хотелось бы подробнее ознакомиться с приёмами и способами Вашей работы. Педагоги ОГСКОУ "Школы-интернат №8": Ананьева Н.А., Токаревский В.Н., Гамова Ю.Н., Юткина О.А.
Юткина О.А.
учитель-дефектолог
Я была в вашей школе на семинаре в ноябре 2012г. Смогла воочию убедиться насколько ваша работа трудна и очень важна. Спасибо!
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР
Работа актуальна, т.к.: - описана возможность формирования навыка ориентировки в пространстве не просто на суженной сенсорной основе (с ограничением опоры на зрение), а в случаях ее резкого ограничения (частично или полностью без опоры на два дистантных анализатора); - количество детей с нарушением зрения и нарушением еще какого-либо сенсорного канала (слуха, осязания) только возрастает.
Замятина Анастасия Владимировна
учитель социально-бытовой и пространственной ориентировки