Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петенева Ирина Филипповна, учитель русского языка и

литературы КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ»

Организация работы с семьями, имеющими детей со зрительной недостаточностью

Рождение ребёнка – важное и ответственное событие в каждой семье. Но иногда это радостное событие омрачается сообщением врача о том, что у новорожденного обнаружены слепота или слабовидение. Наступает период неопределённости и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребёнку, которого ждали.

Слепой ребёнок может стать весёлым и подвижным, получить образование, овладеть профессией, которая принесёт ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная роль в этом в раннем периоде жизни слепого и ли слабовидящего принадлежит семье.

Первые три года жизни ребёнка  - это период, когда формируются основные черты его личности. Через общение со взрослыми ребёнок постигает опыт старших поколений, усиливает навыки познания окружающего мира, учится играть, выполнять простейшие задания по самообслуживанию и т.д.  Ребёнок должен приспособиться к  познанию мира без зрительного контроля.

Многие родители убеждены, что ребёнка надо постоянно охранять, оберегать от ушибов…. В таких семьях мать, отец, родственники стремятся выполнять за ребёнка всё. Такая позиция осложняет развитие ребёнка, обусловливает формирование отрицательных качеств личности.

Другая группа родителей стесняются и даже стыдятся своего ребёнка. В результате усиливается изоляция ребёнка от мира.

Опыт общения с родителями слепых и слабовидящих детей показывает: некоторые из них, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, тратят годы на то, чтобы вернуть ребёнку зрение. Нарушение зрения они рассматривают только как медицинскую, а не медико-психолого-педагогическую проблему. В результате упускается благоприятный возрастной период в развитии малыша.

Слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном детоцентризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Это не вина, а беда родителей. Они не знают, как и чему надо обучать слепого или слабовидящего ребёнка, как с ним общаться.

Очень важно сформировать правильное отношение к дефекту. Лев Выготский писал: «Воспитание победит дефектность». Родителям нужно научиться адекватно воспринимать своего ребёнка и соблюдать следующие условия:

- принимать своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами;

- быть с ним рядом и оказывать помощь тогда, когда он в этом нуждается;

- вникать в методики преподавания, т.е. знать, что ребёнок умел, а чему научился;

- поддерживать, развивая его способности и возможности, укрепляя веру в себя и в свои силы;

- помочь «увидеть свет в конце тоннеля», т.е. показать будущее ребёнку и объяснить, что для этого нужно сделать;

- развивать у ребёнка сохранные функции: осязание, обоняние, вкус, слух.

И.М. Сеченов писал об осязании, что «рука, ощупывающая внешние предметы, даёт слепому всё, что даёт нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы руки». Поэтому важно позаботиться уже в дошкольном возрасте о развитии руки слепого ребёнка. Чем раньше начать упражнять руку ребёнка в осязании, тем меньше трудностей возникнет у него при обучении в школе.

Также большое значение в жизни слепого играют обоняние и вкус и имеют компенсаторное значение. Умение пользоваться информацией, получаемой с помощью обоняния, расширяет познавательные возможности и облегчает пространственную, бытовую и социальную ориентировку.

Значение слуховой ориентации важно в психическом развитии ребёнка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся воспринимать звучащий мир и правильно реагировать на него. Детей надо учить ориентированию на слух на улице и в помещении, выделять звуки различных приборов, машин, явлений и живых объектов в природе, а также объединять слуховое восприятие с обонянием, осязанием, … и остаточным зрением.

Замедленность формирования речи проявляется из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также бедностью предметно-практического опыта детей. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информационно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ. Л.С. Выготский писал, что «нигде вербализм и голая словесность не пустили таких глубоких корней, как в тифлопедагогике».

Учите своего малыша правильно называть предметы и действия с ними, чётко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голос. Обращайте внимание ребёнка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи можно передавать своё настроение, отношение к тому, с кем общаешься. Объясните ребёнку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае.

Создавайте ситуации для общения маленького человека со сверстниками, с другими взрослыми. Ненавязчиво помогайте своему ребёнку в знакомстве и налаживании контакта с другими детьми, в организации совместной игры. Именно в игре дети естественным образом овладевают предметно – практическими действиями, приобретают социальный опыт и важные для любого человека навыки общения, т.е. социализируются. Учите своего ребёнка считаться с интересами и желаниями друзей, членов своей семьи. Своими поступками, поведением демонстрируйте ребёнку образец доброжелательного, заботливого отношения к близким людям, друзьям.

Для развития коммуникативных способностей ребёнка важнейшее значение имеет общение родителей со своим малышом. Родителям, по возможности нужно чаще ходит со своим малышом на прогулки в лес, в парк. Цель таких прогулок – не только отдых и оздоровление, но и развитие его наблюдательности, познавательного интереса к явлениям, происходящим в природе. Вместе выучите стихотворение, прочитайте рассказ или сказку о данном времени года, о жизни животных, растений. Учите его внимательно рассматривать всё, улавливать звуки, запахи, узнавать деревья, кусты, их плоды, листья с помощью остаточного зрения и на ощупь.

Посещайте вместе театр, выставки, музеи, показывайте и объясняйте всё, что ему непонятно, незнакомо.

Ребёнку необходимо принять себя, т.к. нет в мире идеальных людей; осознавать, что никто никому ничего не должен, не считать, что тебе обязаны помогать; стремиться к самостоятельности, понимать, что дефект ограничивает, но надо найти себя в жизни; жить по принципу: «Не можешь изменить мир, измени себя».

Воспитанные у вашего ребёнка качества – доброжелательность, открытость, тактичность, умение считаться с другими – помогут в дальнейшем легче вступать в контакты  с окружающими, располагать их к себе, приобретать друзей, быть уверенными в себе и самостоятельными, успешно адаптироваться к условиям современной жизни.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Проблема очень серьезная. Хотелось бы более подробно узнать о том, как вы работаете с родителями детей, которые еще не пришли в школу. У нас есть некоторый опыт в решении данной проблемы.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Я совершенно согласна,что родители,у которых ребенок с нарушением зрения,должны принимать активное участие в его обучении,воспитании и всесторонне его развивать.Смирнова Ирина Николаевна(воспитатель начальных классов).
Смирнова Ирина Николаевна
Воспитатель