- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Логинова Нина Дмитриевна,
учитель математики,
КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ»
Особенности формирования геометрических представлений и графических навыков у слепых детей с задержкой психического развития
Проблема создания условий для формирования пространственных и геометрических представлений учащихся на уроках математики – одна из сложных проблем методики обучения слепых детей с задержкой психического развития.
Основой формирования и совершенствования пространственных и геометрических представлений у детей с глубокими нарушениями или отсутствием зрительных функций является отражение в их сознании окружающего мира. Пространственные представления являются сложными образованиями, в формировании которых принимают участие разнообразные факторы: различные виды зрительных, осязательных, слуховых восприятий; статистические и двигательные ощущения; мышление, память, чувство, воля, воображение, опыт и знания.
Изучение математики незрячими и успешное отображение её в графическом виде, прежде всего, зависит не столько от технических средств изображения, а сколько от умственных, психических способностей, творческих задатков учащихся, состояния здоровья. Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащихся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.
Как создать условия для успешного обучения слепых школьников практическим навыкам?
Остановлюсь на примере формирования геометрических представлений и графических навыков у незрячих учащихся. Особую трудность вызывает у них работа с геометрическим материалом. Для этого в качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур и тел разных размеров, изготовленные из различных материалов (картонные, бумажные, пластмассовые, деревянные, металлические и т. д.), планшеты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех изучаемых геометрических фигур и тел, наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, конструкторы и т. д.). Наряду с геометрическими фигурами и телами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин.
Проиллюстрирую это на примере сравнения треугольников разных видов по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) и углам (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
На первом этапе раздаю учащимся металлические треугольники из тифлоприбора Н.В.Клушиной (все получают три вида треугольников). Предлагаю посчитать углы фигуры, взяв её в левую руку, держа за один из углов (он будет первым при счёте), а указательный палец правой руки прошу вести по периметру фигуры и одновременно считать углы и стороны. Показывая модели разностороннего и равностороннего треугольников, проговариваю: «Эта геометрическая фигура имеет три угла и три стороны (обследование первой фигуры). Эта фигура имеет тоже три угла и три стороны (обследование второй фигуры). Эти фигуры похожи. Это треугольники и т.д.».
На втором этапе учитель начинает сравнение, а ученик его продолжает: «Эта геометрическая фигура имеет три угла и три стороны, а эта... Этим фигуры... Это... и т.д.»
На третьем этапе сравнение ведется по плану под руководством учителя.
«Какую фигуру держите в руках? Какой треугольник? Почему? Что для этого необходимо знать или измерить? Сколько углов у первой фигуры, сколько сторон? Сколько углов у второй фигуры, сколько сторон? Как называются эти фигуры? и др.»
На четвёртом этапе сравнение проводится учащимися самостоятельно по плану.
1. Стороны треугольников, (количество, длина). Виды треугольников.
2. Углы треугольников (количество, вид). Виды треугольников.
Для уточнения геометрических представлений использую следующие приёмы:
- прием « рука в руке», когда педагог своей рукой направляет руку ребёнка при рассмотрении фигуры, её элементов и свойств;
- моделирование геометрических фигур с помощью своего тела (можно использовать в качестве физминутки при уточнении представлений, при закреплении материала и т.д.), например, понятие «окружность» - имитируем обхватом руками бочонка с мёдом, «развёрнутый угол» - разведением обеих рук в стороны на уровне плеч, «симметричные точки относительно центра» - условное расположение глаз относительно носа;
- конструирование образа фигуры подручным материалом (нитью, счётными палочками, полосками бумаги, пластилином и т.д.);
- использование тифлоприбора «Графика», «Ориентир, прибор рельефного рисования «Школьник», математический прибор Н.В.Клушиной, прибор «Прямого чтения» и др.
Особо остановлюсь на использовании тифлоприборов. Так прибор рельефного рисования и черчения «Школьник» на специальной плёнке даёт слепым детям возможность получать с помощью брайлевской линейки, трафаретов и обычного циркуля («козьей ножки») получить рельефное изображение геометрической фигуры, которое можно обследовать, не переворачивая плёнку на обратную сторону, а учителю получить информацию о степени понимания учениками данного материала.
Рассмотрим технологию изображения геометрических фигур и графиков функций в тетради. Работу по построению графика функции и формированию представления о нём, начинаю с координатной плоскости, которая изображается на приборе для письма по Брайлю двумя взаимно перпендикулярными прямыми с указанием начала отсчёта, единичного отрезка, положительных направлений осей стрелками, разметкой штрихами и обозначением чисел против каждого штриха с учётом зеркальности письма по Брайлю (что составляет большую трудность особенно для детей с задержкой развития). В качестве единичного отрезка для удобства по оси ОХ берутся две клетки шеститочия с учётом расстояния между клетками прибора, а по оси ОY – высота одного шеститочия. На этой координатной плоскости изображаем точки, принадлежащие данному графику функции (для удобства можно выделять каждую точку знаком «=» по Брайлю, так как они более заметны слепым учащимся при построении). Затем вынимаем тетрадь из прибора для письма и переносим точки с лицевой стороны на изнаночную с помощью грифеля или карандаша для черчения по Брайлю, которые будут служить ориентиром при проведении наклонных прямых, ломаных линий, парабол, гипербол и др. Завершая работу, накладываем лист с координатной плоскостью лицевой стороной на «листовую» резину и соединяем обозначенные точки грифелем или карандашом с зубчатым колёсиком, получая при этом рельефное изображение на лицевой стороне листа. Аналогично строим изображения геометрических и стереометрических фигур.
Для уточнения представлений о некоторых единицах длины, провожу сравнение их со знакомыми житейскими понятиями. Так, например, длина в 1 сантиметр – это приблизительно ширина указательного пальца, в 1 дециметр - это приблизительно обхват указательным и большим пальцами одной руки краёв бровей, в 1 метр - это приблизительно расстояние от плеча одной руки до концов пальцев другой и т.д. Эта работа направлена на компенсацию слепоты и является вкладом в коррекцию представлений учащихся об окружающем их мире.
По моему наблюдению для слепых школьников более легким оказывается изображение прямоугольника, трудным - треугольника, еще более трудным - квадрата и самым трудным - круга. При этом обнаруживаются типичные ошибки: незамыкание сторон фигуры, перевод сторон за границы фигуры, неровность сторон, закругленность сторон и углов, отсутствие одной из сторон фигуры, смешение фигур и др. Иногда наблюдается нагромождение линий и точек, не имеющих ничего общего с какой-либо из данных фигур.
Чтобы закрепить представление о данной геометрической форме, чертёж сначала выполняется каждым учащимся под руководством учителя, затем дети чертят его самостоятельно, опираясь на модель в случае затруднения. Предварительное построение геометрических фигур на координатных плоскостях, магнитных досках и математических тифлоприборах облегчает слепым учащимся уточнение представлений и выполнение чертежей в тетрадях.
Применение планиметрических и стереометрических чертежей в сочетании с моделями является наиболее эффективным методом обучения геометрии слепых учащихся с задержкой психического развития. Знание особенностей развития этих представлений и характера типичных отклонений от нормы, позволяет прогнозировать возможности ошибок и разрабатывать приёмы их устранения.
Отзывы