Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логинова Нина Дмитриевна,

учитель математики,

КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ»

Особенности формирования геометрических представлений и графических навыков у слепых детей с задержкой  психического развития

Проблема создания условий для формирования пространственных и геометрических представлений учащихся на уроках математики – одна из сложных проблем методики обучения слепых детей с задержкой психического развития.

Основой формирования и совершенствования пространственных и геометрических представлений у детей с глубокими наруше­ниями или отсутствием зрительных функций является отражение в их сознании окружающего мира. Пространственные представления являются сложными образованиями, в формировании которых принимают участие разнообразные факторы: различные виды зрительных, осязательных, слуховых восприятий; статистические и двигательные ощущения; мышление, память, чувство, воля, воображение, опыт и знания.

Изучение математики незрячими и успешное отображение её в графическом виде, прежде всего, зависит не столько от технических средств изображения, а сколько от умственных, психических способностей, творческих задатков учащихся, состояния здоровья. Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащих­ся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.

Как создать условия для успешного обучения слепых школьников практическим навыкам?

Остановлюсь на примере формирования геометрических представлений и графических навыков у незрячих учащихся. Особую трудность вызывает у них работа с геометрическим материалом. Для этого в качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур и тел разных размеров, изготовленные из различных материалов (картонные, бумажные, пластмассовые, деревянные, металлические и т. д.), планшеты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чер­тежи всех изучаемых геометрических фигур и тел, наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, конструкторы и т. д.). Наряду с геометрическими фигурами и телами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки раз­ной длины, пластилин.

Проиллюстрирую это на примере  сравнения треугольников разных видов по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) и углам (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

На первом этапе  раздаю учащимся металлические треугольники из тифлоприбора Н.В.Клушиной (все получают три вида треугольников). Предлагаю посчитать углы фигуры, взяв её в левую руку, держа за один из углов (он будет первым при счёте), а указательный палец правой руки прошу вести по периметру фигуры и одновременно считать углы и стороны. Показывая модели разно­стороннего и равностороннего треугольников,  проговариваю: «Эта гео­метрическая фигура имеет три угла и три стороны (обследование первой фигуры). Эта фигура имеет тоже три угла и три стороны (обследование вто­рой фигуры). Эти фигуры похожи. Это треугольники и т.д.».

На втором этапе учитель начинает сравнение, а ученик его продолжает: «Эта геометрическая фигура имеет три угла и три стороны, а эта... Этим фигуры... Это... и т.д.»

На третьем  этапе сравнение ведется по плану под руководством учителя.

  «Какую фигуру держите в руках? Какой треугольник? Почему? Что для этого необходимо знать или измерить?  Сколько углов у первой фигуры, сколько сторон? Сколько углов у второй фигуры, сколько сторон?  Как называются эти  фигуры?  и др.»

На четвёртом этапе сравнение проводится учащимися самостоятельно по плану.

1. Стороны треугольников, (количество, длина). Виды треуголь­ников.

2. Углы треугольников (количество, вид). Виды треугольников.

 Для уточнения геометрических представлений использую следующие приёмы:

-  прием « рука в руке», когда педагог своей рукой направляет руку ребёнка при рассмотрении фигуры, её элементов и свойств;

-  моделирование геометрических фигур с помощью своего тела (можно использовать в качестве физминутки при уточнении представлений, при закреплении материала и т.д.), например, понятие «окружность» - имитируем  обхватом руками бочонка с мёдом, «развёрнутый угол» - разведением обеих рук в стороны на уровне плеч, «симметричные точки относительно центра» -  условное расположение глаз относительно носа;

-  конструирование  образа  фигуры подручным материалом (нитью, счётными палочками, полосками бумаги, пластилином и т.д.);

- использование тифлоприбора «Графика», «Ориентир, прибор рельефного рисования «Школьник», математический прибор Н.В.Клушиной, прибор «Прямого чтения» и др.

Особо остановлюсь на использовании тифлоприборов. Так прибор рельефного рисования и черчения «Школьник» на специальной плёнке даёт слепым детям возможность получать с помощью брайлевской линейки, трафаретов и обычного циркуля («козьей ножки») получить рельефное изображение геометрической фигуры, которое можно обследовать, не переворачивая плёнку на обратную сторону, а учителю получить информацию о степени понимания учениками данного материала.

Рассмотрим технологию изображения геометрических фигур и графиков функций в тетради. Работу по построению графика функции и формированию представления о нём, начинаю с координатной плоскости, которая изображается на приборе для письма по Брайлю двумя взаимно перпендикулярными прямыми с указанием начала отсчёта, единичного отрезка, положительных направлений осей стрелками, разметкой штрихами и обозначением чисел против каждого штриха с учётом зеркальности письма по Брайлю (что составляет большую трудность особенно для детей с задержкой развития). В качестве единичного отрезка для удобства по оси ОХ берутся две клетки шеститочия с учётом расстояния между клетками прибора, а по оси ОY – высота одного шеститочия. На этой координатной плоскости изображаем точки, принадлежащие данному графику функции (для удобства можно выделять каждую точку знаком «=» по Брайлю, так как они более заметны слепым учащимся при построении). Затем вынимаем тетрадь из прибора для письма и переносим точки с лицевой стороны на изнаночную с помощью грифеля или карандаша для черчения по Брайлю, которые будут служить ориентиром  при проведении наклонных прямых, ломаных линий, парабол, гипербол и др. Завершая работу, накладываем лист с координатной плоскостью лицевой стороной на «листовую» резину и соединяем обозначенные точки грифелем или карандашом с зубчатым колёсиком, получая при этом рельефное изображение на лицевой стороне листа. Аналогично строим изображения геометрических и стереометрических фигур.

Для уточнения представлений о некоторых единицах длины, провожу сравнение их со знакомыми житейскими понятиями. Так, например, длина в 1 сантиметр – это приблизительно ширина указательного пальца, в 1 дециметр - это приблизительно обхват указательным и большим пальцами одной руки краёв бровей, в 1 метр - это приблизительно расстояние от плеча одной руки до концов пальцев другой и т.д. Эта работа направлена на компенсацию слепоты и является вкладом в коррекцию представлений учащихся об окружающем их мире.  

 По моему наблюдению для слепых школьников более легким оказывается изображение прямоугольника, трудным - треугольника, еще более трудным - квадрата и самым трудным - круга. При этом обнаруживаются типичные ошибки: незамыкание сторон фигуры, перевод сторон за границы фигуры, неров­ность сторон, закругленность сторон и углов, отсутствие одной из сторон фигуры, смешение фигур и др. Иногда наблюдается нагромождение линий и то­чек, не имеющих ничего общего с какой-либо из данных фигур.

 Чтобы закрепить представление о данной геометрической форме, чертёж сначала выполняется каждым учащимся под руководством учителя, затем дети чертят его самостоятельно, опираясь на модель в случае затруднения. Предварительное построение геометрических фигур на координатных плоскостях, магнитных досках и математических тифлоприборах  облегчает слепым учащимся уточнение представлений и выполнение чертежей в тетрадях.

Применение планиметрических и стереометрических чертежей в сочетании с моделями является наиболее эффективным методом обучения геометрии слепых учащихся с задержкой психического развития. Знание особенностей развития этих представлений и характера типичных отклонений от нормы, позволяет прогнозировать возможности ошибок и разрабатывать приёмы их устранения.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Статья интересная. Чувствуется учитель-практик. Да, приходится объяснять каждому ученику, да так, чтобы он понял.Когда у ребенка нарушены пространственные представления, работа проводится огромная.Спасибо.
Бессонова Т. П.
Завуч по УВР (нач. шк.)
Очень трудная и кропотливая работа по формированию геометрических представлений и графических навыков у слепых учащихся. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Здраствуйте, Нина Дмитриевна! Очень понравилась Ваша шикарнейшая статья, даже слеза накатилась.Проблемы те же! Каждый из нас (учителей) -"артист". А каждый педагог хочет иметь в результате умного ученика ,который бы просто построить дом, посадить дерево, родить умного ребенка и имел достойную зарплату, компенсирующую нам налоги (шучу) и (самое главное не забывал о своих достоинствах сообщать)
Кравченко Татьяна Викторовна
учитель физики, математики. Бывший инженер с растущей перспективой будущего, но ...