- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
А.В. Алехова,
Учитель музыки,
Высшая квалификационная категория,
ГКОУ СО СКОШИ № 78, г. Екатеринбург
Особенности контроля качества образования на уроках музыки в коррекционной школе-интернате.
В условиях обязательности требований Государственного образовательного стандарта, в том числе для коррекционных школ, возрастает значение контроля качества образования, преемственности его форм и методов на разных ступенях образования.
Принципиальное значение здесь имеют следующие положения:
Специфика усвоения слабовидящими детьми содержания программы - недостаточное развитие произвольного внимания, замедленное формирование программных умений и навыков, проблемы памяти и т.д. – требуют систематического применения самых разнообразных методов и приёмов контроля.
Вместе с тем, специфика урока музыки как урока искусства определяет роль педагогического контроля как вспомогательную, корректирующую процесс музыкального развития ученика. Особенность заключается в том, что общее количество методов и приёмов контроля на уроке может быть значительным, однако лишь часть из них должна явно демонстрироваться учащимся (косвенный контроль).
Анализ опыта работы в названном направлении позволяет сделать следующие выводы:
1. Контроль качества образования на уроке музыки должен быть многофункциональным:
выявлять определённый уровень усвоения школьниками программного содержания, охватывая все виды деятельности;
предоставлять учителю информацию как о конкретных успехах и затруднениях учащихся, так и об эффективности собственной деятельности;
обеспечивать учащимся дополнительную возможность повторять, обобщать и применять в деятельности имеющиеся знания;
способствовать формированию универсальных учебных действий;
стимулировать интерес учащихся к занятиям искусством, их сознательную творческую активность.
2. На уроках музыки должны использоваться все типы контроля:
- входной – на уроках введения в тему, в процессе активизации имеющихся знаний и опыта;
- текущий – на уроках расширения и углубления темы, в процессе усвоения новых знаний;
- промежуточный – на этапе обобщения темы урока, четверти, в процессе закрепления, обобщения знаний;
- итоговый – на заключительных уроках по данной теме, на уроках-концертах, зачётных итоговых уроках в четвёртом и седьмом классах.
3. Применение на I и II ступенях образования различных методов контроля основывается на принципах доступности, систематичности, преемственности:
В 1м классе имеет место только косвенный контроль – наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе деятельности (восприятие музыки, суждения о ней, хоровое и сольное пение, элементарное музицирование, импровизация и т.д.); игровые методы, в том числе коррекционные игры-упражнения;
Со 2го класса постепенно вводятся элементы прямого контроля: контрольные вопросы – при организации фронтальных бесед о прослушанных музыкальных произведениях, при обобщении темы; контрольные задания (устные и письменные – в зависимости от сформированности навыков чтения и письма); музыкальные викторины разного объёма в зависимости от уровня класса; музыкальные словарные диктанты – с 4го класса.
При этом задания предлагаются разноуровневые, а вопросы дифференцированные. На уровень прямого контроля выводится концертное исполнение песни (сольно или в ансамбле) целиком или частично – в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.
Творческие задания (импровизация, сочинение простейших текстов и мелодий, музицирование на детских музыкальных инструментах) остаются на уровне косвенного контроля;
В 5м классе (II ступень образования) освоенные детьми варианты контрольных заданий дополняются и расширяются (например, музыкальные викторины дополняются кратким комментированием ответов); вводятся индивидуальные и самостоятельные задания, в том числе – эпизодически - домашние. В 6м классе могут использоваться простые текстовые задания по ключевым и частным знаниям в рамках одной темы, в 7м классе – тематически более широкие. Следует отметить, что каждый новый метод контроля вводятся первоначально как косвенный, предусматривается определённый (различный для учащихся разного уровня) период его усвоения. Лишь после того, как форма и условия выполнения контрольного задания полностью усвоена детьми, метод выводится на уровень прямого контроля, с оценкой и отметкой
4. Обучение по предмету «Музыка» завершается в 7м классе. Специальных итоговых зачётных или экзаменационных мероприятий не предусмотрено. Однако логика содержания программы предполагает на завершающем этапе не только усвоение новых знаний, но и широкое обобщение имеющихся.
Не только учителю, но и детям важно знать, какого уровня образования по предмету они достигли; что важное, ценное и полезное они могут использовать в дальнейшей жизни. Таким образом, итоговые контрольные мероприятия необходимы, но должны быть организованы так, чтобы не увеличивать нагрузку на учащихся при их подготовке, не создавать излишнее эмоциональное напряжение и не предполагать большие объёмы домашнего задания. Эти требования особенно важны в работе со слабовидящими детьми.
Автором была разработана и внедрена такая форма итоговой аттестации по предмету как «дробный зачёт».
«Дробный» зачёт – форма итоговой аттестации учащихся 7х классов, завершающих обучение по предмету «Музыка», при которой контрольное мероприятие – зачёт – разделено («раздроблено») на 4 части, по количеству учебных четвертей. Данная форма аттестации позволяет учителю:
- полно и разносторонне оценить знания и умения учащихся;
- оперативно выявить «пробелы» в знаниях и скорректировать недостатки;
- избежать дополнительной нагрузки и больших объёмов домашнего задания;
- сохранить комфортную для учащихся «рабочую» эмоциональную атмосферу.
Зачёт предоставляет возможность учащимся:
- в процессе выполнения заданий закрепить имеющиеся знания и умения;
- обнаружить «пробелы» и устранить их, повысить оценку (до удовлетворительной – обязательно, выше – по желанию);
- выбрать уровень задания – базовый или повышенный;
- в качестве дополнительного выполнить задание, связанное с исполнительской деятельностью – по желанию.
На уроках музыки она может использоваться следующим образом:
- Один раз в четверть проводится контрольное мероприятие по методу, хорошо освоенному учащимися ранее, на базе учебного материала четверти.Оценки за все мероприятия суммируются, и определяется (по среднему баллу) итоговая оценка (отметка) за зачёт, влияющая на годовую оценку (отметку) по предмету, выставляемую в аттестат.
- Предусмотрена возможность для учащихся по желанию пройти любое контрольное мероприятие повторно с целью улучшения результата.
«Дробный» зачёт предполагает следующие контрольные мероприятия:
I четверть – музыкальная викторина с комментированными ответами по музыкальному материалу четверти (в базовом варианте – с краткими комментариями, в усложнённом – с развёрнутыми).
II четверть – письменные задания; базовый вариант – в тестовом виде, усложнённый (расширенный) – с самостоятельной формулировкой ответов. Если в классе большинство учащихся стабильно справляются с усложнёнными заданиями, им можно предложить дополнительно подготовить небольшое по объёму сообщение о каком-либо направлении в музыке XX – XXI в.в.
III четверть – индивидуальные устные задания, предполагающие развёрнутый анализ музыкального произведения; базовый вариант – с минимальным использованием справочных материалов, усложнённый – самостоятельно.
IV четверть – сообщение по теме четверти о жизни и творчестве композитора по своему выбору; варьируются объём и содержательность работы.
Дополнительно по желанию учащегося ему может быть зачтено концертное исполнение одной из песен, разученных в течение года. Следует отметить, что при всей важности певческой деятельности, она не должна входить в зачёт как обязательная, так как у мальчиков в этом возрасте происходит мутация голоса, затрудняющая качественное пение; кроме того, в классе могут быть и девочки с индивидуально ограниченными певческими возможностями.
Все этапы «дробного» зачёта известны учащимся с начала учебного года, указываются и ориентировочные даты их проведения. Так как подготовка сообщения о жизни и творчестве композитора требует времени, то определиться с выбором семиклассники должны в январе, чтобы в течение III четверти поработать с разными источниками информации, проконсультироваться с учителем и правильно оформить работу.
Содержание самостоятельных работ, контрольных и зачётных заданий определяется требованиями к уровню подготовки учащихся, разработанными в соответствии с Государственным образовательным стандартом и конкретизированными для каждого года обучения, так как работа с детьми, имеющими проблемы здоровья и развития, требует более подробного и тщательного отслеживания всех этапов освоения программных знаний, умений и навыков.
Применение разнообразных форм и методов контроля позволяют учителю объективно оценивать, насколько глубоко и прочно усвоено школьниками содержание курса, в каком виде деятельности они проявляют себя более уверенно и успешно. Кроме того, в процессе выполнения заданий учащиеся обнаруживают степень своей ответственности и самостоятельности, сознательного отношения к учению, заинтересованности в конечном результате.