- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
И.Е. Туманова, учитель начальных классов высшей категории,
Почётный работник общего образования РФ
ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» г. Иркутск
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (из опыта работы)
Задачи начального курса обучения грамоте слепого ребёнка состоят в том, чтобы научить детей сознательно читать, грамотно писать, правильно и последовательно излагать свои мысли.
Наряду с задачами, общими для младших школьников, в обучении слепых детей есть и специальная задача – коррекция вторичных дефектов развития, обусловленных отсутствием или глубоким нарушением зрения.
Обсуждаемый вопрос является одним из самых актуальных в тифлопедагогике.
В России, благодаря исторически сложившимся условиям, образовательные учреждения для слепых практически сразу стали использовать рельефно-точечный шрифт Л.Брайля. В 1895г усилиями А. Адлер была открыта первая типография по выпуску учебной и художественной литературы на основе рельефно-точечного шрифта.
На протяжении вековой истории русской тифлологии разрабатывались частные методики, обобщался опыт учителей- практиков школ слепых детей по вопросам изучения системы Брайля.
Известным Российским тифлопедагогом В.К. Рагушиным прослежена цепочка развития и становления Брайльской азбуки для слепых, опубликованы интересные материалы по этому вопросу.
В период обучения грамоте решаются следующие задачи: научить детей правильному чтению и письму рельефно-точечным шрифтом букв, слов и предложений. Для успешного овладения системой Брайля необходимо, чтобы у ребёнка была достаточно развита тактильная чувствительность.
Тактильные рецепторы – мозаически разбросанные чувствительные точки. Чем больше тактильных точек приходится на единицу площади поверхности кожи, тем выше сторона тактильной чувствительности. Наибольшей чувствительностью обладают поверхности кончика языка, носа, шеи, ладоней.
Развивать тактильную чувствительность пальцев необходимо на уроках коррекции мелкой моторики. Это всем известная и очень эффективная работа с крупами разной формы и размера (сортировка круп). Работа с мозаикой, конструктором, бумагой, фольгой, нитками, пластилином, глиной. Составление различных пирамид и узоров из пуговиц, макаронных изделий, природного материала, занятие аппликационной лепкой, чтение рельефных рисунков, массаж, пальчиковая гимнастика и т.д. Всё это развивает и улучшает чувствительность.
Развитая тактильная чувствительность у незрячих детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря тактильной чувствительности незрячие воспринимают форму, размеры, фактуру предметов, читают точечный шрифт и рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы).
Обучение точечному шрифту начинается с показа правильной посадки за столом, положения головы, тела и движения рук.
Правильным положением головы и тела при письме считается прямое положение, ступни ног и рук у локтей должны иметь точки опоры. Нарушение в положении головы и тела мешают правильным движениям при письме. Важно исключить все лишние движения: непроизвольные вздрагивания кисти рук и пальцев, поддавание левой рукой кисти правой при каждом наколи точки и др.
Далее знакомим детей с письменным прибором Брайля, грифелем, бумагой для точечного письма. Учим, правильно употреблять и хранить письменный прибор, держать грифель (грифель при письме держать перпендикулярно к прибору). Необходим точный подбор грифеля для письма, т.к. неудачно подобранный грифель может повредить руку. Рукоятка грифеля должна быть трапециевидной формы, чтобы оказывать наименьшее давление на пальцы.
Только первое время нужно писать на листах, а в последующем приучать к письму в тетрадях (страниц не более 12). При письме требуем от учеников продуманного и красивого распределения материала. С первого класса приучаем детей, правильно вкладывать бумагу в пробор, максимально использовать место, производя расчет клеток для правильного переноса слов, расположения заголовков.
Начиная с буквенного периода, проводим упражнения, направленное на развитие сохранных органов чувств.
Фонематический слух детей развивается в процессе внимательного слушания обращённой к ним речи учителя, устного членения речи на её составные элементы.
Для развития остаточного зрения учащихся полезно упражнять в определении цвета и формы различных предметов, приучать к восприятию ярких картинок, отчётливых рисунков.
Для развития координации точных и правильных движений, учим детей самостоятельно ориентироваться в помещении, обследовать предметы при помощи осязания и остаточного зрения. Для подготовки руки ребёнка к чтению и письму, учим незрячих детей, ориентироваться на письменном приборе, знакомим с элементами букв. Нумерацией точек при письме и чтении дети овладевают с помощью колодки, изображающей шеститочие посредством выдвижных штифтов (двойной Брайлевский пенал), модели увеличенного шеститочия, кубика с вращающимися частями и т.д. на основе этих пособий знакомим детей с зеркальностью письма по Брайлю. Большую помощь учителю оказывает «прибор прямого чтения», разработанный в 1980 году.
Постепенно дети овладевают процессом письма по системе Брайля. Ориентировка по строчке и клетке облегчается продвижением по строке пальцев левой руки перед грифелем, который держится правой рукой. Пальцы левой руки контролируют движение грифеля внутри клетки и указывают на направление вдоль строки. В письме принимают участие обе руки. Указательный палец левой руки помогает ориентироваться в клетке и находить соседнюю клетку. При наколе точек в буквах нужно соблюдать определённую последовательность (движение по часовой стрелке внутри клетки, начиная с первой верхней точки).
Чтение по Брайлю проводится двумя руками. Важно требовать правильных приёмов при чтении. Двурукое чтение с использованием всех пальцев, расширяет поле восприятия, делает чтение непрерывным. Пальцы рук двигаются по строке слева направо. Недопустима вибрация рук и движение пальцев по буквам сверху вниз. Руки ребёнка должны двигаться спокойно, без нажима на точки. Прикосновение кончиков пальцев к букве должно быть полным, достаточным по продолжительности. Пальцы по отношению к поверхности страницы держатся горизонтально. Правая рука движется впереди левой руки. На середине строки руки ученика расходятся. Правой рукой строка дочитывается до конца, а следующая строчка отыскивается левой рукой. Этой же рукой прочитывается часть первого слова, затем правая рука становится рядом с левой и чтение строки продолжается двумя руками. Тело, голова и ноги должны быть неподвижными.
Важно упражнять детей в чтении небольшого отрывка текста каждой рукой отдельно. Следить, чтобы дети с остаточным зрением читали только руками, а не глазами, т. к. это отрицательно сказывается на состоянии зрения.
В конце букварного периода необходимо учить детей читать грифелем написанный текст. Это даёт возможность учителю контролировать письмо учащихся. В буквенный период нужно обучать детей списыванию с книги слов и предложений. Текст на письменном приборе записывается двумя руками. Ученики читают текст левой рукой, правая рука находится на письменном приборе. Прочитанное левой рукой запоминается, рука возвращается на прибор, и письмо продолжается при участии обеих рук. Нельзя допускать побуквенного копирования, т. е. одновременного чтения левой рукой и записи правой рукой. Во время чтения и письма по Брайлю, ученик не должен вставать для ответа, чтобы не терять то место, на котором остановился.
В результате чёткой, кропотливой, целенаправленной работы учащиеся к концу обучения грамоте овладевают сознательным, правильным и плавным чтением слов и коротких предложений, умеют списать и записать под диктовку короткие тексты.