- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
С.В.Панкратова, педагог-психолог
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида» г. Троицка
Особенности распознавания индивидуально-личностной информации о человеке по параметрам голоса и речи незрячими школьниками
Модель современного школьника включает в себя - овладение навыками коммуникации, которое подразумевает, прежде всего, знание правил коммуникации и умение использовать их в различных житейских ситуациях. Для незрячего школьника это ещё и расширенное обогащение опыта коммуникации и развитие сенсорных резервов, возможность адаптации в обществе. Глубокое нарушение деятельности зрительного анализатора ведёт к потере основного канала поступления информации, который характеризует партнёра по общению и затрудняет обратную связь с ним, снижая возможность интеграции в социум.
Термин «распознавание индивидуально-личностной информации о человеке» включает в себя не только восприятие коммуникатора в процессе общения, но и умение восполнять, уточнять, анализировать, преобразовывать информацию о собеседнике, используя весь сенсорный опыт распознающего [1].
В литературе описаны отдельные особенности восприятия собеседника по голосу и речи [2, 3], но обобщённой информации по данному вопросу в тифлопедагогике чрезвычайно мало. Проблема распознавания незрячими школьниками индивидуально-личностной информации о человеке по параметрам голоса и речи является актуальной и социально значимой.
Несформированность навыков распознавания собеседника значительно осложняет коммуникацию и взаимодействие с окружающими незрячих школьников, эти сложности постепенно переходят в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты.
Наряду с вербальным, выделяют и невербальное общение, которое содержит визуальную, тактильную, акустическую системы общения. Последняя система включает в себя паралингвистическую подсистему и экстралингвистическую подсистему. Паралингвистическая подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр) позволяет получать значительный объём информации о собеседнике (эмоциональная, медицинская, эстетическая, психологическая, физические помехи, индивидуально-личностная информация о человеке), позволяя школьнику со значительным снижением зрения адекватно воспринять коммуникатора при сформированности у него алгоритмов распознавания информации о человеке [4].
Среди видов невербальной информации именно индивидуально- личностная несёт в себе наиболее специфичные характеристики каждого человека, поэтому позволяет воспринимать, распознавать и различать людей. Индивидуально-личностной информацией богаты голос и речь человека. Высокая индивидуальная специфичность и практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное свойство в опознании личности, характера человека [3].
Зрительный анализатор играет ведущую роль в восприятии собеседника, однако аудиальная и тактильная информация о партнёре по общению доступна как детям с сохранным зрением, так и детям с нарушенным зрением. При этом дети с нормальным зрением усваивают средства невербального общения комплексно - с опорой на зрительное восприятие мимики, жестов, пантомимики собеседника.
Опираясь на закономерности формирования паралингвистической информации подсистемы невербального общения, мы предполагаем, что в школьном возрасте фактически сформировано умение распознавать ребёнком особенности собеседника по вербальным и невербальным средствам общения: он умеет анализировать и распознавать невербальную информацию, и выстраивать своё поведение соответственно состоянию партнёра по общению. Основную невербальную информацию о собеседнике школьник получает посредством зрительного анализатора, слуховая информация – является дополняющей.
Незрячие дети требуют специального обучения для восприятия и применения несловесных средств общения соответственно различных эмоциональных состояний собеседника, ситуаций, так как самостоятельное освоение данных коммуникативных навыков из-за отсутствия сенсорных эталонов у данной категории детей невозможно.
Анализируя литературу в области тифлопедагогики, мы установили причины трудностей и особенностей распознавания индивидуально-личностной информации о собеседнике по голосу и речи незрячими школьниками:
-снижено количество получаемой ребёнком вербальной и невербальной информации об окружающем мире и изменено её качество в сравнении со зрячими сверстниками;
-возникают специфические особенности в процессе формирования невербальной речи, которые заключаются в слабом знании и использовании неязыковых средств общения;
-дифференцировка информации по голосу партнёра производится путём предположений незрячего ребёнка;
-развитие невербальных средств общения у незрячих школьников требует специального обучения владения этой информацией;
-незнание анализа невербальных характеристик слепыми детьми приводит к неправильной трактовке ими состояния, реакций, характеристик собеседника вызывая отказ от коммуникации, снижая адаптацию и интеграцию в обществе.
Компенсаторное же включение слухового анализатора, и получение знаний в процессе формирования умений распознавать характерологические особенности коммуникатора по невербальной информации у школьников данной категории требует специально организованной целенаправленной коррекционной помощи.
Преодолеть данные особенности возможно при создании условий реализации коррекционной работы:
- накопление необходимого запаса знаний о характере человека и его проявлениях, опыта аудиального восприятия невербальной информации;
- обеспечение обучения способам эффективного общения с использованием сохранных анализаторов;
- активизация свободного ориентирования в собеседнике в условиях компенсаторного взаимодействия сохранных анализаторов, расширение опыта использования приобретённых навыков в новых условиях в процессе самостоятельного общения незрячего школьника.
Таким образом, распознавание индивидуально-личностной информации о человеке по параметрам голоса и речи незрячими школьниками отличается неточностью, слабодифференцированностью, фрагментарностью; из-за отсутствия зрения, ограниченного коммуникативного опыта, отсутствия знаний о характеристиках невербальной речи, дети затрудняются в распознании черт характера собеседника, в связи с чем, делают ошибочные выводы о коммуникаторе, снижая эффективность коммуникации.
Литература:
1. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В. В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН, 1994.
2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – СПб.: Каро, 2006.
3. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения [Текст] / В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, 1998.
4. Морозов, В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи [Текст] // Механизмы деятельности мозга. /Под ред. Н. П. Бехтеревой. – М.: Наука, 1988.
Фото 1. Запись распознаваемых характеристик о собеседнике
Фото 2. Описание черт характера собеседника (высокая эмоциональность)
Отзывы