Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.В.Панкратова, педагог-психолог

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида»  г. Троицка

Особенности распознавания индивидуально-личностной информации о человеке по параметрам голоса и речи незрячими школьниками

Модель современного школьника включает в себя - овладение навыками коммуникации, которое подразумевает, прежде всего, знание правил коммуникации и умение использовать их в различных житейских ситуациях. Для незрячего школьника это ещё и расширенное обогащение опыта коммуникации и развитие сенсорных резервов, возможность адаптации в обществе.  Глубокое нарушение деятельности зрительного анализатора ведёт к потере основного канала поступления информации, который характеризует партнёра по общению и затрудняет обратную связь с ним, снижая возможность интеграции в социум.

Термин «распознавание индивидуально-личностной информации о человеке» включает в себя не только восприятие коммуникатора в процессе общения, но и умение восполнять, уточнять, анализировать, преобразовывать информацию о собеседнике, используя весь сенсорный опыт распознающего [1].

В литературе описаны отдельные особенности восприятия собеседника по голосу и речи [2, 3], но обобщённой информации по данному вопросу в тифлопедагогике чрезвычайно мало. Проблема распознавания незрячими школьниками индивидуально-личностной информации о человеке по параметрам голоса и речи является актуальной и социально значимой.

Несформированность навыков распознавания собеседника значительно осложняет коммуникацию и взаимодействие с окружающими незрячих школьников, эти сложности постепенно переходят в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты.

Наряду с вербальным, выделяют и невербальное общение, которое  содержит визуальную, тактильную, акустическую системы общения. Последняя система включает в себя паралингвистическую подсистему  и экстралингвистическую подсистему. Паралингвистическая подсистема (во­кальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр) позволяет получать значительный объём информации о собеседнике (эмоциональная, медицинская, эстетическая, психологическая, физические помехи, индивидуально-личностная информация о человеке), позволяя школьнику со значительным снижением зрения адекватно воспринять коммуникатора при сформированности у него алгоритмов распознавания информации о человеке [4].

Среди видов невербальной информации именно индивидуально- личностная несёт в себе наиболее специфичные характеристики каждого человека, поэтому позволяет воспринимать, распознавать и различать людей. Индивидуально-личностной информацией богаты голос и речь человека. Высокая индивидуальная специфичность и практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное свойство в опознании личности, характера человека [3].

Зрительный анализатор играет ведущую роль в восприятии собеседника, однако аудиальная и тактильная информация о партнёре по общению доступна как детям с сохранным зрением, так и детям с нарушенным зрением. При этом дети с нормальным зрением усваивают средства невербального общения комплексно - с опорой на зрительное восприятие мимики, жестов, пантомимики собеседника.

Опираясь на закономерности формирования паралингвистической информации подсистемы невербального общения, мы предполагаем, что в школьном возрасте фактически сформировано умение распознавать ребёнком особенности собеседника по вербальным и невербальным средствам общения: он умеет анализировать и распознавать невербальную информацию, и выстраивать своё поведение соответственно состоянию партнёра по общению. Основную невербальную информацию о собеседнике школьник получает посредством зрительного анализатора, слуховая информация – является дополняющей.

Незрячие дети  требуют специального обучения для восприятия и применения несловесных средств общения соответственно различных эмоциональных состояний собеседника, ситуаций, так как самостоятельное освоение данных коммуникативных навыков из-за отсутствия сенсорных эталонов у данной категории детей невозможно.

Анализируя литературу в области тифлопедагогики, мы установили причины трудностей и особенностей распознавания индивидуально-личностной информации о собеседнике по голосу и речи незрячими школьниками:

-снижено количество получаемой ребёнком вербальной и невербальной информации об окружающем мире и изменено её качество  в сравнении со зрячими сверстниками;

-возникают специфические особенности в процессе формирования невербальной речи, которые заключаются в слабом знании и использовании неязыковых средств общения;

-дифференцировка информации по голосу партнёра производится путём предположений незрячего ребёнка;

-развитие невербальных средств общения у незрячих школьников требует специального обучения владения этой информацией;

-незнание анализа невербальных характеристик слепыми детьми приводит к неправильной трактовке ими состояния, реакций, характеристик собеседника вызывая отказ от коммуникации, снижая адаптацию и интеграцию в обществе.

Компенсаторное же включение слухового анализатора, и получение знаний в процессе формирования умений распознавать характерологические особенности коммуникатора по невербальной информации у школьников данной категории требует специально организованной целенаправленной коррекционной помощи.

Преодолеть данные особенности возможно при создании условий реализации коррекционной работы:

-                   накопление необходимого запаса знаний о характере человека и его проявлениях, опыта аудиального восприятия невербальной информации;

-                   обеспечение обучения способам эффективного общения с использованием сохранных анализаторов;

-                   активизация свободного ориентирования в собеседнике в условиях компенсаторного взаимодействия сохранных анализаторов, расширение опыта использования приобретённых навыков в новых условиях в процессе самостоятельного общения незрячего  школьника.

Таким образом, распознавание индивидуально-личностной информации о человеке по параметрам голоса и речи незрячими школьниками отличается неточностью, слабодифференцированностью, фрагментарностью; из-за отсутствия зрения,  ограниченного коммуникативного опыта, отсутствия знаний о характеристиках невербальной речи, дети затрудняются в распознании черт характера собеседника, в связи с чем, делают ошибочные выводы о коммуникаторе, снижая эффективность коммуникации.

Литература:

1. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В. В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН, 1994.

2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – СПб.: Каро,  2006.

3. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения [Текст] / В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, 1998.

4. Морозов, В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи [Текст] // Механизмы деятельности мозга. /Под ред. Н. П. Бехтеревой. – М.: Наука, 1988.

 

Фото 1. Запись распознаваемых характеристик о собеседнике

 

Фото 2. Описание черт характера собеседника (высокая эмоциональность)

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Работа меня заинтересовала. Хотелось бы познакомиться с программой,структура и форма проведения занятий, обеспечение.
Смирнова Е.Ф.
педагог-психолог
Интересная тема работы с незрячими.Возьму на заметку.
Закиева М. А.
воспитатель
Направление вашей работы, меня как логопеда, заинтересовало. Хотелось бы узнать более подробно о вашей работе с детьми имеющими нарушение зрения.Программа, занятия и подробный инструментарий
Калетник Оксана Васильевна.
учитель-логопед
Спасибо! Очень интересное направление в работе с незрячими детьми.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
В статье освещена очень интересная и нужная информация.Хотелось бы узнать, какая работа проводится с детьми, когда (на специальных занятиях). Спасибо!
Бессонова Т. П.
Учитель начальных классов