Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Г. Григорьев, социальный педагог

ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»

Профессиональное самоопределение как фактор успешной социализации учащихся с нарушением зрения.

Общественные и демократические  преобразования последнего времени выявили  важную проблему гуманизации общества, которая напрямую связана с максимальным использованием духовных и физических сил каждого человека. Человек – основная ценность любого государства. В силу разнообразных причин существует негативное отношение к отдельным категориям людей,  в частности  к людям с различными дефектами зрения, что ограничивает   и  без того не большие шансы для их самореализации. В подобной ситуации возникает одна из серьезных  проблем для указанной категории людей - сложность профессионального  самоопределения, профессионального  образования, а через это - затруднения  социальной интеграции. В  настоящее время подобное явление  наблюдается со стороны общества по отношению не только к  слабовидящим, но и к другим категориям инвалидов, что и определяет поднимаемую тему  как актуальную и требующую поиска путей оптимизации профессионального самоопределения, социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.

В историческом развитии общества всегда остро вставал вопрос  «полноценности инвалида». Существует два различных понятия:  инвалидность  и полноценность, т. е. инвалидность как физическое ограничение деятельности человека  при его психической полноценности  в системе социальных отношений. В связи с этим важно и в науке, и в общественном сознании пересмотреть и изменить статус инвалида в нашем обществе.

В настоящее время лица с нарушениями зрения получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной жизни. Эти права гарантированы международным правом: «Декларация прав ребенка» (1969г.), «Конвенция по правам детей» (1989г.), «Декларация социального прогресса и развития» (1969г.), «Декларация прав инвалидов» (1975г.), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), «Декларация права развития» (1986г.).

К сожалению, до сих пор складывается  парадоксальная ситуация: инвалид по зрению обладает всеми гражданскими правами, но общество не принимает его как полноценного члена. Такое положение возникло потому, что дефект  как таковой  недостаточно рассматривался в социальном плане, хотя еще в свое время  Л.С.Выготский отмечал:  «…недостаток зрения или слуха в первую очередь несет за собой  «выпадение» серьезнейших социальных функций, смещение всех систем поведения».   

Особенности формирования личности человека с сенсорными нарушениями развития определены не только дефектом, но и тем комплексом системы отношений в обществе, в частности представлений, складывающихся об инвалиде в социальной среде.

Серьезной преградой для социальной интеграции  инвалида в общество является утвердившееся в умах общества мнение об интеллектуальной и психической неполноценности людей с физическими недостатками. Причина данного явления лежит в плоскости  социально - политических приоритетов, определяемых нашим государством, обществом, отдельным человеком.

 Данные ряда исследований, указывают на устойчивый стереотип представлений об инвалидах в обществе, который далеко не оптимистичен. Негативный стереотип выражается в представлении об инвалидах как предельно ограниченных возможностями  людях. Естественно, что  такое положение создает  глубокий дискомфорт у людей с ограниченным возможностями. Таким образом,  в силу разнообразных причин в настоящее время в стране сложилась ситуация, при которой лишь незначительная часть людей с ограниченными возможностями в той или иной мере успешно интегрировалась в общество.

 Проблема профессионального образования инвалидов в современных условиях  требует кардинальных преобразований в подготовке ребенка с ограниченными возможностями к сложному процессу профессионального самоопределения. Причиной перестройки подходов в профессиональном образовании инвалидов,  являются общественно – политические и социально – экономические процессы, происходящие в нашей стране. Также необходимо особо выделить поднимаемый нами вопрос влияния успешного профессионального самоопределения инвалида на качество социальной интеграции его в обществе.   

Огромные проблемы стоят перед  ребенком с патологией зрения на пути вхождения в общество. Учитывая, что ребенок, обучаясь и проживая в стенах образовательного учреждения в среднем 10 – 12 лет, значительную часть проблем подготовки к процессу профессионального самоопределения необходимо решать именно в школе.

Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья  получает среднее образование в интернатах, пребывание в которых как известно увеличивает изоляцию ребенка от общества, что в свою очередь тормозит его психическое развитие. Программа образования в специнтернатах недостаточно готовит воспитанника к самостоятельной жизни  в обществе. Имеются значительные проблемы в работе по профессиональному самоопределению учащихся. Предлагаемый перечень профессий,  учебных заведений  не позволяет учитывать индивидуальные особенности, возможности и потребности учащихся с ограниченными возможностями.

Данная ситуация является следствием взаимной  изоляции инвалидов от остального мира, вынужденным  профессиональным выбором в пользу  рабочих специальностей в системе предприятий ВОС, ограниченной возможности выбора и получения образования, соответствующего интересам, склонностям и потенциальным возможностям ребенка с дефектом зрения. Такой подход в значительной мере содействует формированию у инвалида социальной пассивности, иждивенчества. Отсутствие профессионального  решения проблем детей с ограниченными возможностями ведет к росту общественных иждивенцев.      

         Продуманная и последовательная политика помощи детям с ограниченными возможностями, по праву считающаяся признаком цивилизованности, возможна только на основе ясного понимания государственных, социальных и индивидуальных интересов.

Говоря о проблемах профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями необходимо подчеркнуть следующее – задача  не состоит в том, чтобы лишь опекать инвалидов, необходимо создать условия для их личностной, профессиональной самореализации, для их общественно значимой  работы по избранной специальности. В интересах государства подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к будущей социально приемлемой деятельности, отвечающей его возможностям и желаниям и обеспечить его трудоустройство.              

В настоящее время назрела необходимость совершенствования профессионального образования инвалидов и обеспечения им возможностей для полноценного участия в жизни общества, когда сам инвалид стремиться  освободиться от необходимости получать разнообразные социальные пособия и жить  самостоятельной,  независимой жизнью.

На наш взгляд учащемуся школы, а в особенности учащемуся с ограниченными возможностями здоровья необходима специально организованная подготовка, учитывающая психофизиологические особенности данной категории учащихся, направленная на наиболее эффективное решение вопроса профессиональной ориентации, профессионального выбора, профессионального самоопределения.

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.