- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Г.Г. Григорьев, социальный педагог
ГКОУ СО «Верхнепышминская СКОШИ»
Профессиональное самоопределение как фактор успешной социализации учащихся с нарушением зрения.
Общественные и демократические преобразования последнего времени выявили важную проблему гуманизации общества, которая напрямую связана с максимальным использованием духовных и физических сил каждого человека. Человек – основная ценность любого государства. В силу разнообразных причин существует негативное отношение к отдельным категориям людей, в частности к людям с различными дефектами зрения, что ограничивает и без того не большие шансы для их самореализации. В подобной ситуации возникает одна из серьезных проблем для указанной категории людей - сложность профессионального самоопределения, профессионального образования, а через это - затруднения социальной интеграции. В настоящее время подобное явление наблюдается со стороны общества по отношению не только к слабовидящим, но и к другим категориям инвалидов, что и определяет поднимаемую тему как актуальную и требующую поиска путей оптимизации профессионального самоопределения, социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.
В историческом развитии общества всегда остро вставал вопрос «полноценности инвалида». Существует два различных понятия: инвалидность и полноценность, т. е. инвалидность как физическое ограничение деятельности человека при его психической полноценности в системе социальных отношений. В связи с этим важно и в науке, и в общественном сознании пересмотреть и изменить статус инвалида в нашем обществе.
В настоящее время лица с нарушениями зрения получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной жизни. Эти права гарантированы международным правом: «Декларация прав ребенка» (1969г.), «Конвенция по правам детей» (1989г.), «Декларация социального прогресса и развития» (1969г.), «Декларация прав инвалидов» (1975г.), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), «Декларация права развития» (1986г.).
К сожалению, до сих пор складывается парадоксальная ситуация: инвалид по зрению обладает всеми гражданскими правами, но общество не принимает его как полноценного члена. Такое положение возникло потому, что дефект как таковой недостаточно рассматривался в социальном плане, хотя еще в свое время Л.С.Выготский отмечал: «…недостаток зрения или слуха в первую очередь несет за собой «выпадение» серьезнейших социальных функций, смещение всех систем поведения».
Особенности формирования личности человека с сенсорными нарушениями развития определены не только дефектом, но и тем комплексом системы отношений в обществе, в частности представлений, складывающихся об инвалиде в социальной среде.
Серьезной преградой для социальной интеграции инвалида в общество является утвердившееся в умах общества мнение об интеллектуальной и психической неполноценности людей с физическими недостатками. Причина данного явления лежит в плоскости социально - политических приоритетов, определяемых нашим государством, обществом, отдельным человеком.
Данные ряда исследований, указывают на устойчивый стереотип представлений об инвалидах в обществе, который далеко не оптимистичен. Негативный стереотип выражается в представлении об инвалидах как предельно ограниченных возможностями людях. Естественно, что такое положение создает глубокий дискомфорт у людей с ограниченным возможностями. Таким образом, в силу разнообразных причин в настоящее время в стране сложилась ситуация, при которой лишь незначительная часть людей с ограниченными возможностями в той или иной мере успешно интегрировалась в общество.
Проблема профессионального образования инвалидов в современных условиях требует кардинальных преобразований в подготовке ребенка с ограниченными возможностями к сложному процессу профессионального самоопределения. Причиной перестройки подходов в профессиональном образовании инвалидов, являются общественно – политические и социально – экономические процессы, происходящие в нашей стране. Также необходимо особо выделить поднимаемый нами вопрос влияния успешного профессионального самоопределения инвалида на качество социальной интеграции его в обществе.
Огромные проблемы стоят перед ребенком с патологией зрения на пути вхождения в общество. Учитывая, что ребенок, обучаясь и проживая в стенах образовательного учреждения в среднем 10 – 12 лет, значительную часть проблем подготовки к процессу профессионального самоопределения необходимо решать именно в школе.
Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья получает среднее образование в интернатах, пребывание в которых как известно увеличивает изоляцию ребенка от общества, что в свою очередь тормозит его психическое развитие. Программа образования в специнтернатах недостаточно готовит воспитанника к самостоятельной жизни в обществе. Имеются значительные проблемы в работе по профессиональному самоопределению учащихся. Предлагаемый перечень профессий, учебных заведений не позволяет учитывать индивидуальные особенности, возможности и потребности учащихся с ограниченными возможностями.
Данная ситуация является следствием взаимной изоляции инвалидов от остального мира, вынужденным профессиональным выбором в пользу рабочих специальностей в системе предприятий ВОС, ограниченной возможности выбора и получения образования, соответствующего интересам, склонностям и потенциальным возможностям ребенка с дефектом зрения. Такой подход в значительной мере содействует формированию у инвалида социальной пассивности, иждивенчества. Отсутствие профессионального решения проблем детей с ограниченными возможностями ведет к росту общественных иждивенцев.
Продуманная и последовательная политика помощи детям с ограниченными возможностями, по праву считающаяся признаком цивилизованности, возможна только на основе ясного понимания государственных, социальных и индивидуальных интересов.
Говоря о проблемах профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями необходимо подчеркнуть следующее – задача не состоит в том, чтобы лишь опекать инвалидов, необходимо создать условия для их личностной, профессиональной самореализации, для их общественно значимой работы по избранной специальности. В интересах государства подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к будущей социально приемлемой деятельности, отвечающей его возможностям и желаниям и обеспечить его трудоустройство.
В настоящее время назрела необходимость совершенствования профессионального образования инвалидов и обеспечения им возможностей для полноценного участия в жизни общества, когда сам инвалид стремиться освободиться от необходимости получать разнообразные социальные пособия и жить самостоятельной, независимой жизнью.
На наш взгляд учащемуся школы, а в особенности учащемуся с ограниченными возможностями здоровья необходима специально организованная подготовка, учитывающая психофизиологические особенности данной категории учащихся, направленная на наиболее эффективное решение вопроса профессиональной ориентации, профессионального выбора, профессионального самоопределения.
Отзывы