- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Е.Ф.Смирнова, педагог-психолог
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»,
Профессиональное самоопределение воспитанников
школы-интерната
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Профессиональное самоопределение представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.
В современных условиях особую остроту приобретает проблема профессионального самоопределения слабовидящих школьников. Профессиональное самоопределение – это один из важнейших аспектов социализации личности. Ряд авторов: Л.И. Бажович, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф.Зеер, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и др. осветили в своих трудах наиболее полную разработку теоретических аспектов этой проблемы. Изучением данной проблемы, занимались Л.С. Выготский, М.И.Земцова, В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др. Они выявили наличие у значительной части подростков с нарушением зрения психической дезадаптации, связанной с индивидуально-психологическими особенностями и состоянием здоровья. Однако, вопрос о профессиональном самоопределении слабовидящих подростков в настоящее время мало изучен.
Работая над единой методической темой, чтобы добиться большей эффективности, мы пришли к выводу, что необходимо изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими сверстниками. С этой целью проходили исследования на базе школы-интернат№12 и МОУ школы №13 г. Шадринска. В ходе нашего экспериментального исследования получен и систематизирован большой объем фактических данных, характеризующих особенности профессионального самоопределения подростков с патологией зрения, который был учтен при организации психолого-педагогической службы в старших классах. В результате выполненного нами теоретико –прикладного исследования особенностей профессионального самоопределения слабовидящих обучающихся, пришли к выводу, что самоопределение слабовидящих школьников зависит не столько от наличия дефекта, а является возрастной особенностью.
При анализе результатов были обнаружены схожие ошибки в выборе профессии.
Следовательно, возможно помочь слабовидящим школьникам с учетом общевозрастных и индивидуально-типологических особенностей профессионального самоопределения, разработав методическую программу, которая может быть реализована в условиях педагогического процесса.
Итак: мы считаем, что в этой связи особенно важно создать у подростка правильный настрой, вселить оптимизм и максимально мобилизовать компенсаторные возможности.
Как отмечает В.П. Ермаков, выбор профессии для слабовидящего школьника требует знания санитарно-гигиенических условий труда и факторов производственной сферы. Сведения о наличии и выраженности в производственной среде того или иного вредного фактора, способного усугубить имеющийся дефект или породить новый, позволяет избежать его воздействия. Однако есть профессии, иллюстрирующие плодотворную деятельность слепых и слабовидящих в области науки, культуры, промышленного труда.
Возможности организма и способности слабовидящих детей - это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной тренировки, применение дозированных упражнений и занятий.
Мы разработали программу «Твоя профессиональная карьера», которая позволит слабовидящим учащимся в доброжелательной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Цели программы: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Задачи: Активизировать социальную позицию. Формировать жизненные ценности высшего порядка. Формировать способности к самопознанию, адекватной самооценки, реалистичного уровня притязаний, на основе диагностики самодиагностики.
Освоить понятия, относящиеся к планированию профессиональной деятельности. Проанализировать рынок образовательных услуг; способы получения информации о рынке труда. Изучить требования к работнику, выбирающему ту или иную профессию.
На занятиях по программе «Твоя профессиональная карьера» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы профиля обучения мы формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Структура: Программа рассчитана на учащихся 10 классов. Состоит из 34 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, игры, беседы, диагностические методики.
Продолжительность занятий: 35-40 минут.
Условия проведения: Количество участников 10-12 человек (класс). Проводится как тренинг в кругу, может быть круглый стол, урочная форма. Обязательным условием в начале занятия является осознание своего настроения, самочувствия и в конце занятия - рефлексия. Наша программа «Твоя профессиональная карьера» опирается на разработки М. Битяновой «Психология и выбор профессии» и работу творческого коллектива ученых РАО под руководством профессора С.Н.Чистяковой, адаптируя материал для старшеклассников с нарушением зрения.
Результатом совместной работы с другими специалистами школы является 100% устройство обучающихся.
Устройство выпускников за три года
год |
ВУЗ |
СУЗ |
НПО |
2010 |
10 |
7 |
10 |
2011 |
8 |
13 |
7 |
2012 |
|
3 |
9 |
Занятия психолога по профориентации 10-Б класс.