Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Ф.Смирнова, педагог-психолог 

ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»,

Профессиональное самоопределение воспитанников

школы-интерната

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения.                                                             Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Профессиональное самоопределение представляет собой  сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

В современных условиях особую остроту приобретает  проблема профессионального самоопределения слабовидящих школьников. Профессиональное самоопределение – это один из важнейших аспектов социализации личности.  Ряд авторов: Л.И. Бажович, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф.Зеер, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и др. осветили в своих трудах  наиболее полную разработку теоретических аспектов  этой проблемы. Изучением данной проблемы, занимались Л.С. Выготский, М.И.Земцова, В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др. Они выявили наличие у значительной части подростков с нарушением зрения психической дезадаптации, связанной с индивидуально-психологическими особенностями и состоянием здоровья. Однако, вопрос о профессиональном самоопределении слабовидящих подростков в настоящее время мало изучен.

Работая над единой методической темой, чтобы добиться большей эффективности, мы пришли к выводу, что необходимо изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими сверстниками. С этой целью проходили  исследования на базе школы-интернат№12 и  МОУ школы №13 г. Шадринска. В ходе нашего экспериментального исследования получен  и систематизирован большой объем фактических данных, характеризующих особенности профессионального самоопределения подростков с патологией зрения, который был учтен при организации психолого-педагогической службы в старших классах. В результате выполненного нами  теоретико –прикладного исследования особенностей  профессионального самоопределения слабовидящих обучающихся,  пришли к выводу, что самоопределение слабовидящих школьников зависит не столько от наличия дефекта, а является возрастной особенностью.                                                                                 

При анализе результатов были обнаружены схожие ошибки в выборе профессии.

Следовательно, возможно помочь слабовидящим школьникам с учетом общевозрастных и индивидуально-типологических особенностей профессионального самоопределения, разработав методическую программу, которая может быть реализована в условиях педагогического процесса.

Итак: мы считаем, что в этой связи особенно важно создать у подростка правильный настрой, вселить оптимизм и максимально мобилизовать компенсаторные возможности.

Как отмечает В.П. Ермаков, выбор профессии для слабовидящего школьника требует знания санитарно-гигиенических условий труда и факторов производственной сферы. Сведения о наличии и выраженности в производственной среде того или иного вредного фактора, способного усугубить имеющийся дефект или породить новый, позволяет избежать его воздействия. Однако есть профессии, иллюстрирующие плодотворную деятельность слепых и слабовидящих в области науки, культуры, промышленного труда.

Возможности организма и способности слабовидящих детей - это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной тренировки, применение дозированных упражнений и занятий.

Мы разработали  программу «Твоя профессиональная карьера», которая позволит слабовидящим учащимся в доброжелательной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Цели программы: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути   через   расширение   границ   самопознания   и получение информации о   мире профессий.

Задачи:    Активизировать социальную позицию.   Формировать  жизненные ценности высшего порядка. Формировать     способности     к самопознанию,   адекватной    самооценки,    реалистичного уровня притязаний, на основе диагностики самодиагностики.

Освоить понятия, относящиеся к планированию профессиональной деятельности.     Проанализировать рынок образовательных услуг; способы получения информации о рынке труда. Изучить требования к работнику, выбирающему ту или иную профессию.

На занятиях по программе «Твоя профессиональная карьера» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы профиля обучения мы формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и  личностном потенциале.

Структура: Программа рассчитана на учащихся   10 классов. Состоит из 34    занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий: 35-40 минут.

Условия проведения: Количество участников 10-12 человек (класс). Проводится как тренинг в кругу, может быть круглый стол, урочная форма. Обязательным условием в начале занятия является осознание своего настроения, самочувствия и в конце занятия - рефлексия. Наша программа «Твоя профессиональная карьера» опирается на разработки М. Битяновой «Психология и выбор профессии» и работу творческого коллектива ученых РАО под руководством профессора С.Н.Чистяковой, адаптируя материал для старшеклассников с нарушением зрения.

Результатом совместной работы с другими специалистами школы является 100% устройство обучающихся.

Устройство выпускников за  три года

год

ВУЗ

СУЗ

НПО

2010

10

7

10

2011

8

13

7

2012

 

3

9

Занятия психолога по профориентации 10-Б класс.

 

 

 

  

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Ваш опыт будет полезен многим. Спасибо за участие в конференции.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Хочется выразить благодарность автору статьи. Проблема профориентации действительно одна из важнейших для выпускников школ 3-4 видов. Хорошо, что вы помогаете ребятам определиться с будущей профессией.
Патрушева Мария Сергеевна
педагог-психолог "Верхнепышминская СКОШИ"
Педагоги нашей школы всегда гордятся дружбой с Вашей школой. Мы знаем, что всё, о чём вы пишите, подтверждается настоящей практической работой. Спасибо Вам за сотрудничество.
Шалган Нина Петровна
директор