Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюменцева Мария Алексеевна, тифлопедагог

МКСОУ «СКОШИ №23 III, IVвида», г. Полысаево

 

ПРОГРАММА

по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия.

Программа рецензирована кафедрой Специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения Кузбасской государственной педагогической академии

           В настоящее время нарушениями зрения страдает примерно половина человечества. Всё чаще аномалия зрения встречается у детей. Нарушение зрения, в первую очередь, сказывается на зрительном восприятии и, вызывая вторичные отклонения в психическом развитии детей. Для рационального и не наносящего вред зрению использования возможностей зрительного восприятия требуется специальная коррекционная работа. Коррекция зрения осуществляется с помощью коррекционно- воспитательных занятий. Коррекционные занятия проводятся в основном в индивидуальном или подгрупповом режиме, с детьми начальных классов , обладающим остаточным зрением (0,01-0,04). На каждое занятие отводится не более 30 минут на одного человека или группу 2-3 человека, в том числе на класс. Программа коррекционного курса по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия рассчитана на 66 часов для 1 класса и 68 часов для 2-4 классов.

Цель коррекционного курса - компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов, совершенствование навыков зрительного обследования за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.

Коррекционные занятия по курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» в начальных классах подразделяются на три этапа.

     Задачи коррекционного курса характерны для каждого этапа.

На первом этапе состоят в следующем: развитие элементарных зрительных функций; формирование и коррекция опознания основных свойств предметов; развитие действий с предметами на основе зрительно - осязательной информации;  развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.

На втором этапе : развитие зрительных функций;формирование и коррекция опознания основных свойств; развитие восприятия количественных и пространственных соотношений; развитие константности восприятия; формирование способов опознания сложных изображений, восприятие простых сюжетных рисунков.

На третьем этапе : развитие зрительных функций, константности восприятия;  развитие восприятия сложных сюжетных рисунков; формирование и обогащение запаса зрительных представлений.

По окончанию обучения на всех трёх этапах учащиеся должны уметь:

воспринимать окружающую действительность, находясь в помещении и за его пределами;

свободно ориентироваться в пространстве; воспринимать сложные сюжетные рисунки и картины; определять по внешним признакам эмоциональные  состояния персонажей; составлять рассказы по картинкам с максимальной детализации; понимать образные выражения на основе буквальности.

       На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у учащихся 5-7 классов большее количество часов отведено на развитие художественного восприятия. Учащиеся продолжают знакомиться с основами искусства, учатся отличать художественные произведения  от фотографий, понимать изображенное на картинках, различать художественную манеру. У детей формируются представления об основных видах искусства: изобразительном искусстве (живописи, графики), ваяние, зодчестве, воспитывается эмоциональное восприятие художественных произведений, любовь к искусству.

       Программа коррекционного курса по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия рассчитана на 34 часа. Содержание курса направлено на компенсаторное  развитие познавательной деятельности в условиях зрительного дефицита.

На данном этапе решаются следующие задачи: расширять и корригировать зрительные представления школьников через совершенствование способов зрительного обследования;

развивать системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формировать у детей мотивацию к развитию зрительных умений и навыков, используя современные педагогические технологии; расширять знания о возможностях сохранения и развития зрения; содействовать социальной адаптации и развитию общеучебных умений и навыков;

        Решая поставленные задачи необходимо развивать у слабовидящих школьников умение воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, социальные явления, сложные движения.

        По окончанию курса учащиеся должны уметь:

анализировать логические отношения (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональные отношения, контрастные характеристики, действия); описывать основные и второстепенные объекты, характера их основных свойств, действий, деталей, их взаимодействия для передачи особенностей; описывать фон, дополнительные детали и их роли в передаче сюжета; выявлять  смысл иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, их действия, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позу, одежду, предметы, обстановку), усиленные цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями; преобразовать иллюстрации в символическую форму, которая позволяет подчеркнуть, выделить ее основные отношения, характеристики;  преобразование иллюстрации в творческой деятельности: словесном описании, рисовании, лепке, стихах и др.

 Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, экскурсии.

Основные разделы  программы коррекционного курса

« Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»

    1 класс : Основная задача: развитие элементарных зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств предметов, развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.

Изучение основных геометрических фигур.

Изучение эталонов цвета.

Изучение количественных и пространственных понятий.

  2 класс: Основная задача: развитие зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств, развитие восприятия количественных и пространственных соотношений, развитие константности восприятия, формирование способов опознания сложных изображений, восприятие простых сюжетных рисунков.

Формирование зрительных представлений о растительном и животном мире.

Восприятие сложных сюжетных рисунков.

3класс: Основная задача: продолжение работы по развитию зрительных функции, константности восприятия, развитие восприятия сложных сюжетных рисунков, формирование и обогащение запаса зрительных представлений.

Ориентировка в пространстве.

Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков и картин.

Решение мыслительных задач.

Учить поэлементному анализу в процессе практических действий, восприятия и осмысления изображений.

Тренировка в разделении существенных и несущественных признаков предметов.

4класс: Основная задача: формирование и обогащение запаса зрительных представлений.

Восприятие сложных сюжетных рисунков и картин.

Развитие художественного восприятия.

Решение мыслительных задач

5класс : Основная задача: совершенствование навыков оперирования системой сенсорных эталонов при анализе свойств предметов. Развитие предметных представлений.

Расширение эталонов формы и цвета.

Развитие предметных представлений.

6класс : Основная задача: формирование умений узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям, раскрыть способы различения сложных движений.

Восприятие целостного предмета.

Конструирование предметов из составных элементов, узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению.

Восприятие сложных действий.

Развивать умения различать разнообразные сложные движения для правильного общения с людьми в различных ситуациях. Определять состояние и настроение окружающих.

7класс : Основная задача: обогащение запаса зрительных представлений, развитие художественного восприятия; развитие зрительных функций, константности восприятия.

     1.Восприятие социальных явлений.

Научить ребёнка понимать взаимоотношение людей по поступкам, жестам, позам и мимики. Распознавать по внешним признакам переживания и взаимоотношения людей.

     2.Развитие художественного восприятия.

Восприятие художественных произведений посредством анализа логических отношений (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональные отношения, контрастные характеристики, действия); описание основных и второстепенных объектов, характера свойств, деталей, их взаимодействия для передачи особенностей; описание фона, дополнительных деталей и их роли в передаче сюжета.

     Для организации теоретической и практической работы используются:

различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов; наборы черно-белых и цветных изображений предметов,  сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса, игрушки, модели, муляжи овощей, фруктов, цветные фломастеры, карандаши, таблицы, специализированные тифлосредства (лупы,  цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы), персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями, видео и музыка для релаксации и другое.

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо за предоставленный материал. Интересно было познакомиться с вашим вариантом программы по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия.
Р.И. Шахматова
учитель-тифлопедагог
Данная программа четко определяет задачи и содержание работы на каждом возрастном этапе, а также примерные результаты ее освоения. Большое спасибо за работу!
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог