Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 III и IV вида»

 

 Программа

«Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 класса с нарушением зрения»

 

                                      

 Составитель:

учитель-тифлопедагог

Горбачева М.В.

 

  

г. Полысаево

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Пояснительная записка……………………………………… 3

2. Календарно-тематическое планирование (1 –8 класс) …8

3. Содержание программы………………………………………12

4. Основные требования к знаниям и умениям ……………15

4. Список литературы……………..………………………………17

5. Приложение 1……………………………………………………19

    Приложение 2…………………………………………………….21

    Приложение 3…………………………………………………….24

    Приложение 4…………………………………………………….25

 

 Рецензия 

на программу «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения»

Горбачевой Марины Валерьевны, тифлопедагога

Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 III, IVвида», г. Полысаево

 

В исследованиях офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов (М.И.Земцова, Л.А.Новикова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, А.И.Каплан, И.Г.Куман, С.Н.Федоров, Л.А. Новикова, Л.П.Григорьева, Л.И. Плаксина, Н.Н.Зислин, M. Tobin, N.Barrag и др.) доказано, что нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка с нарушением зрения, что существенно ограничивает естественную социализацию детей. В период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, они испытывают значительные затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания, у них может отмечаться низкий уровень развития осязания и зрительно-моторной координации, лежащие в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Такое положение вызвало необходимость создания комфортных условий пребывания в образовательной среде детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы. Оказание такой поддержки не только позволяет положительно воздействовать на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта, но и в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.

Для решения указанных проблем Горбачевой Мариной Валерьевной разработана и представлена программа «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения». Данная программа представляет собой актуальность не только в теоретическом, но и практическом отношении проблему исследования, так как направлена на развитие у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Программа состоит из пояснительной записки, содержания, списка используемой литературы (32 источника) и приложения. Пояснительная записка раскрывает основные принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание предмета (календарно-тематическое планирование по классам, учитывающее максимальную нагрузку), определяются его цели и задачи, а также предполагаемый прогноз. Содержание программы учитывает как общепедагогические, так и тифлопедагогические принципы планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения. Программа отвечает предъявляемым требованиям к обучению и практическому овладению данного курса, отражает современные тенденции в обучении и воспитании личности с нарушением зрения.

Достоинством программы является то, что автором сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по окончанию изучения программного материала, а также приложен практический материал, состоящий из комплекса упражнений, игр и коррекционных занятий по развитию осязания и ручной умелости детей младшего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Таким образом, данная программа представляет несомненный интерес для педагогов-дефектологов и может быть использована в работе с детьми в специальных (коррекционных) учреждениях III, IV вида.

 

Рецензенты:

к.п.н. (по тифлопедагогике), старший преподаватель

кафедры специальной педагогики, психологии

и теоретических основ обучения

факультет Дошкольной и коррекционной

педагогики и психологии

Кузбасской государственной педагогической академии В.В. Сазонова

 

 к.п.н., старший преподаватель

кафедры специальной педагогики, психологии

и теоретических основ обучения

факультет Дошкольной и коррекционной

педагогики и психологии

Кузбасской государственной педагогической академии  И.В. Лукьянченко

 

        Коррекционно-развивающее занятие                         

     «Развитие осязания и мелкой моторики»

 Процессы познавательной и трудовой деятельности лиц с ослабленным зрением протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов, а у слепых только при работе сохранных анализаторов. Это относится к осязанию и моторики, которые развиты недостаточно хорошо. Для этого требуется специально организованное обучение развитию осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих детей. В проблеме социальной реабилитации детей с нарушенным зрением важную роль играет компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач коррекции нарушенных форм познания окружающего мира  возникла необходимость создания системы компенсации и развития восприятия в процессе школьного обучения.

Необходимость создания коррекционно-развивающего пространства для развития осязания и мелкой моторики у слепых и слабовидящих детей обусловливается тем, что не у всех детей, поступающих в специализированные (коррекционные) школы, достаточно развита предметно-практическая деятельность, умения выполнять целенаправленные действия руками для развития у них ручной умелости.

Осязание – это необходимый компонент человеческой деятельности. При отсутствии зрения или глубоком его нарушении, осязание частично заменяет его в познавательной и контролирующей функции. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая. Незрячие и слабовидящие дети обладают хорошим осязанием. Задача учителя – помочь ребятам с помощью рук научиться познавать мир и развивать творческие способности.

Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно, представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Формы осязательного обследования осуществляются разными способами – одной рукой (мономануально) и двумя руками (бимануально).

Исходя из обоснования актуальности данной проблемы, была разработана программа «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения». Данная программа предназначена учащимся начальной и средней ступени обучения и рассчитана на 34 часа год - 1час в неделю (с 1 по 8 класс). Основной целью программы является – развитие мелкой моторики и навыков осязательного восприятия окружающего мира детей с нарушением зрения.

Основными задачами данной программы являются:

  • -мобилизация деятельности сохранных анализаторов;
  • -развитие представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов;
  • -обогащение опыта незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям;
  • -стимулирование  познавательных действий слабовидящих и незрячих детей в формировании приемов осязательного восприятия объектов;
  • -расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • -развитие образности и точности мышления, умения обобщать мысли;
  • -совершенствование ручной умелости.

Программа включает два вида календарно-тематического планирования коррекционной деятельности:

            1. «Развитие осязания и мелкой моторики для детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» 1-4классы.

            2. «Развитие осязания и мелкой моторики для учащихся старших классов с нарушением зрения» 5-8классы.

Основной организационной формой обучения являются специальные коррекционные занятия, которые проводятся один раз в неделю в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости. Индивидуальное занятие проходит по 20 минут на одного ученика; подгрупповое – осуществляется дифференцированно по два и более ученика, в течение 40 минут. Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном малом кабинете.

Программа занятий условно разделена на три этапа. В программе дается точная  разбивка  на классы. Педагог планирует деятельность слепых и слабовидящих учащихся, опираясь на результаты диагностического обследования.

I этап работы  начинается в сентябре месяцев каждом классе и продолжается не более двух недель. В рамках этого этапа  необходимо провести психолого-педагогическую диагностику, направленную на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук. Выявить слепых и слабовидящих детей, нуждающихся в коррекционной помощи. По результатам диагностики составить индивидуальную карту стартовых возможностей учащихся со зрительной патологией, помогающую организовать индивидуальную работу и прогнозировать конечный результат.

II этап – непосредственное проведение коррекционных занятий со слепыми и слабовидящими учащимися, имеющими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с  сентября по май месяц.

III этап - диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития слепых и слабовидящих учащихся и уточнить механизмы дальнейшей работы.

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся плавными и ритмичными, исчезает тремор; развитие руки косвенно влияет на общее развитие слепого и слабовидящего ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.

Проведение коррекционных занятий по программе требует соблюдения следующих правил:

  • Слепой и слабовидящий ребенок самостоятельно  выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.
  • Учитель и слепой и слабовидящий учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.
  • Темп и скорость работы выбирают сами дети со зрительной депривацией.
  • В ходе занятий не следует торопить детей со зрительной патологией.
  • Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
  • В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя  дальнейшую работу.
  • Любое задание должно быть направлено на отработку одной задачи;  только после того как слепой и слабовидящий учащийся выполнит данное задание правильно, можно переходить к отработке следующего.
  • Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог представить, что и как ему выполнять.
  • При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.
  • Для работы на начальном этапе использовать тетради с крупной клеткой, высотой строки 8 мм. или нелинованные листы.
  • Работу проводить регулярно.
  • Занятия должны приносить слепому и слабовидящему ребенку радость.
  • Не допускать скуки и переутомления.

Каждое коррекционное занятие имеет свою структуру и состоит из трех этапов:

1. Подготовительный - самомассаж рук (2-4 мин.).

2. Основной - ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и моторику кистей и пальцев рук.

3. Заключительный – физминутка со снятием напряжения.

Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира, в процессе разных видов предметно-практической деятельности. К видам деятельности, способствующим развитию осязания, движений рук и ручной умелости, т.е. мелкой моторики относятся:

-         пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр;

-         работа с палочками (спичками);

-         графические упражнения, обучение элементам рисования воспроизведение рельефных изображений ;

-         работа с пластилином;

-         игры со шнурками, пуговицами;

-         работа с бумагой;

-         работа с тканью, нитью, различные виды плетения;

-         работа с природным материалом, сортировка мелких предметов;

-         работа по обследование предметов, восприятию рельефных изображений, чтение рельефных рисунков;

-         самомассаж рук;

-         игры с мозайкой;

-         конструирование.

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Программа интересная, но хотелось бы подробнее: календарно-тематическое планирование, разработки коррекционных занятий, игры, упражнения.
Баева Татьяна Геннадьевна
учитель
Достоинство программы -основные требования к знаниям и умениям учащихся по окончанию изучения программного материала. Хотелось бы познакомиться с практическим материалом, а именно, с комплексом упражнений, игр и коррекционных занятий по развитию осязания и ручной умелости детей младшего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Меня заинтересовала ваша программа, как логопеда. Ваша работа интересна с практической точки зрения. Спасибо.
Самородова Елена Владимировна
учитель-логопед