- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 III и IV вида»
Программа
«Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 класса с нарушением зрения»
Составитель:
учитель-тифлопедагог
Горбачева М.В.
г. Полысаево
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………… 3
2. Календарно-тематическое планирование (1 –8 класс) …8
3. Содержание программы………………………………………12
4. Основные требования к знаниям и умениям ……………15
4. Список литературы……………..………………………………17
5. Приложение 1……………………………………………………19
Приложение 2…………………………………………………….21
Приложение 3…………………………………………………….24
Приложение 4…………………………………………………….25
Рецензия
на программу «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения»
Горбачевой Марины Валерьевны, тифлопедагога
Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 III, IVвида», г. Полысаево
В исследованиях офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов (М.И.Земцова, Л.А.Новикова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, А.И.Каплан, И.Г.Куман, С.Н.Федоров, Л.А. Новикова, Л.П.Григорьева, Л.И. Плаксина, Н.Н.Зислин, M. Tobin, N.Barrag и др.) доказано, что нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка с нарушением зрения, что существенно ограничивает естественную социализацию детей. В период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, они испытывают значительные затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания, у них может отмечаться низкий уровень развития осязания и зрительно-моторной координации, лежащие в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Такое положение вызвало необходимость создания комфортных условий пребывания в образовательной среде детей с нарушениями зрения. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы. Оказание такой поддержки не только позволяет положительно воздействовать на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта, но и в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.
Для решения указанных проблем Горбачевой Мариной Валерьевной разработана и представлена программа «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения». Данная программа представляет собой актуальность не только в теоретическом, но и практическом отношении проблему исследования, так как направлена на развитие у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Программа состоит из пояснительной записки, содержания, списка используемой литературы (32 источника) и приложения. Пояснительная записка раскрывает основные принципы построения программного материала, кратко обозначается содержание предмета (календарно-тематическое планирование по классам, учитывающее максимальную нагрузку), определяются его цели и задачи, а также предполагаемый прогноз. Содержание программы учитывает как общепедагогические, так и тифлопедагогические принципы планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения. Программа отвечает предъявляемым требованиям к обучению и практическому овладению данного курса, отражает современные тенденции в обучении и воспитании личности с нарушением зрения.
Достоинством программы является то, что автором сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по окончанию изучения программного материала, а также приложен практический материал, состоящий из комплекса упражнений, игр и коррекционных занятий по развитию осязания и ручной умелости детей младшего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.
Таким образом, данная программа представляет несомненный интерес для педагогов-дефектологов и может быть использована в работе с детьми в специальных (коррекционных) учреждениях III, IV вида.
Рецензенты:
к.п.н. (по тифлопедагогике), старший преподаватель
кафедры специальной педагогики, психологии
и теоретических основ обучения
факультет Дошкольной и коррекционной
педагогики и психологии
Кузбасской государственной педагогической академии В.В. Сазонова
к.п.н., старший преподаватель
кафедры специальной педагогики, психологии
и теоретических основ обучения
факультет Дошкольной и коррекционной
педагогики и психологии
Кузбасской государственной педагогической академии И.В. Лукьянченко
Коррекционно-развивающее занятие
«Развитие осязания и мелкой моторики»
Процессы познавательной и трудовой деятельности лиц с ослабленным зрением протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов, а у слепых только при работе сохранных анализаторов. Это относится к осязанию и моторики, которые развиты недостаточно хорошо. Для этого требуется специально организованное обучение развитию осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих детей. В проблеме социальной реабилитации детей с нарушенным зрением важную роль играет компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач коррекции нарушенных форм познания окружающего мира возникла необходимость создания системы компенсации и развития восприятия в процессе школьного обучения.
Необходимость создания коррекционно-развивающего пространства для развития осязания и мелкой моторики у слепых и слабовидящих детей обусловливается тем, что не у всех детей, поступающих в специализированные (коррекционные) школы, достаточно развита предметно-практическая деятельность, умения выполнять целенаправленные действия руками для развития у них ручной умелости.
Осязание – это необходимый компонент человеческой деятельности. При отсутствии зрения или глубоком его нарушении, осязание частично заменяет его в познавательной и контролирующей функции. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая. Незрячие и слабовидящие дети обладают хорошим осязанием. Задача учителя – помочь ребятам с помощью рук научиться познавать мир и развивать творческие способности.
Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно, представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Формы осязательного обследования осуществляются разными способами – одной рукой (мономануально) и двумя руками (бимануально).
Исходя из обоснования актуальности данной проблемы, была разработана программа «Развитие осязания и мелкой моторики у обучающихся 1-8 классов с нарушением зрения». Данная программа предназначена учащимся начальной и средней ступени обучения и рассчитана на 34 часа год - 1час в неделю (с 1 по 8 класс). Основной целью программы является – развитие мелкой моторики и навыков осязательного восприятия окружающего мира детей с нарушением зрения.
Основными задачами данной программы являются:
- -мобилизация деятельности сохранных анализаторов;
- -развитие представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов;
- -обогащение опыта незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям;
- -стимулирование познавательных действий слабовидящих и незрячих детей в формировании приемов осязательного восприятия объектов;
- -расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- -развитие образности и точности мышления, умения обобщать мысли;
- -совершенствование ручной умелости.
Программа включает два вида календарно-тематического планирования коррекционной деятельности:
1. «Развитие осязания и мелкой моторики для детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» 1-4классы.
2. «Развитие осязания и мелкой моторики для учащихся старших классов с нарушением зрения» 5-8классы.
Основной организационной формой обучения являются специальные коррекционные занятия, которые проводятся один раз в неделю в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости. Индивидуальное занятие проходит по 20 минут на одного ученика; подгрупповое – осуществляется дифференцированно по два и более ученика, в течение 40 минут. Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном малом кабинете.
Программа занятий условно разделена на три этапа. В программе дается точная разбивка на классы. Педагог планирует деятельность слепых и слабовидящих учащихся, опираясь на результаты диагностического обследования.
I этап работы начинается в сентябре месяцев каждом классе и продолжается не более двух недель. В рамках этого этапа необходимо провести психолого-педагогическую диагностику, направленную на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук. Выявить слепых и слабовидящих детей, нуждающихся в коррекционной помощи. По результатам диагностики составить индивидуальную карту стартовых возможностей учащихся со зрительной патологией, помогающую организовать индивидуальную работу и прогнозировать конечный результат.
II этап – непосредственное проведение коррекционных занятий со слепыми и слабовидящими учащимися, имеющими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с сентября по май месяц.
III этап - диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития слепых и слабовидящих учащихся и уточнить механизмы дальнейшей работы.
Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся плавными и ритмичными, исчезает тремор; развитие руки косвенно влияет на общее развитие слепого и слабовидящего ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.
Проведение коррекционных занятий по программе требует соблюдения следующих правил:
- Слепой и слабовидящий ребенок самостоятельно выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.
- Учитель и слепой и слабовидящий учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.
- Темп и скорость работы выбирают сами дети со зрительной депривацией.
- В ходе занятий не следует торопить детей со зрительной патологией.
- Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
- В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя дальнейшую работу.
- Любое задание должно быть направлено на отработку одной задачи; только после того как слепой и слабовидящий учащийся выполнит данное задание правильно, можно переходить к отработке следующего.
- Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог представить, что и как ему выполнять.
- При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.
- Для работы на начальном этапе использовать тетради с крупной клеткой, высотой строки 8 мм. или нелинованные листы.
- Работу проводить регулярно.
- Занятия должны приносить слепому и слабовидящему ребенку радость.
- Не допускать скуки и переутомления.
Каждое коррекционное занятие имеет свою структуру и состоит из трех этапов:
1. Подготовительный - самомассаж рук (2-4 мин.).
2. Основной - ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и моторику кистей и пальцев рук.
3. Заключительный – физминутка со снятием напряжения.
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира, в процессе разных видов предметно-практической деятельности. К видам деятельности, способствующим развитию осязания, движений рук и ручной умелости, т.е. мелкой моторики относятся:
- пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр;
- работа с палочками (спичками);
- графические упражнения, обучение элементам рисования воспроизведение рельефных изображений ;
- работа с пластилином;
- игры со шнурками, пуговицами;
- работа с бумагой;
- работа с тканью, нитью, различные виды плетения;
- работа с природным материалом, сортировка мелких предметов;
- работа по обследование предметов, восприятию рельефных изображений, чтение рельефных рисунков;
- самомассаж рук;
- игры с мозайкой;
- конструирование.