Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попова Ирина Владимировна, воспитатель

ГКС(К)ОУ для ОВ с ОВЗ СКОШИ 3 – 4 вида

г. Троицк, Челябинская область.

Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната.

Анализируя поведение детей с нарушением зрения, обнаруживаешь у них подчас неумение установить контакт с окружающими людьми, болезненную внутреннюю скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми. В этих случаях  слепые и слабовидящие дети предпочитают ради сохранения внутреннего равновесия уходить от контакта – у них проявляется так называемый социальный аутизм.

     Вместе с тем, не имеющее отклика стремление к людям, неудовлетворённое желание испытать на себе их внимание создают ощущение дискомфорта, приводят к длительным психоэмоциональным угнетениям в виде депрессии, неверия в свои силы, отчуждённости. Особенно это проявляется у тотально слепых детей.  Изолированный в силу дефекта ребёнок-инвалид лишён возможности свободного передвижения и общения.

Уход  в  эстетическую  творческую  деятельность -  попытки сочинять   стихи, писать   музыку,   что-то мастерить руками   и   т.п.   -   нередкооказываются  едва ли  не единственным  способом  выйти  из тупика  социальной депривации и одиночества. Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. Проблема, однако, состоит в том, что после окончания школы инвалид по зрению опять оказывается в условиях узкого семейного общения.

 Общение - главный канал, поставщик различных переживаний, отражающих жизнь человека. Особое значение общение приобретает в жизни инвалида по зрению, когда он включается в эстетическую творческую деятельность, попадает в коллектив, где находит отклик на свое творчество. Но творческие качества могут у инвалидов по зрению не развиться, если не будет оказана помощь, позволяющая им понять те позитивные стороны своей психики, за счет которых они смогут утвердиться в жизни, найти понимание и проявить себя в обществе.

Жизнь убедительно доказывает, что благоприятное самочувствие ребенка в школе-интернате находится в прямой зависимости от содержания и формы организации его жизнедеятельности во внеурочное время. Воспитатель вместе с детьми стремится организовать как можно больше различных дел, провести больше мероприятий. В своей работе по развитию социально-активной личности я использую следующие методы работы: беседы, лекции, участие в конкурсах, концертах, подготовка общешкольных праздников чтение и обсуждение литературы, оформление стенгазет, изготовление пособий, труд по самообслуживанию и общественно-полезный труд и многое другое.

Развитие социальной активности и творчества детей при подготовке бесед, вечеров, конкурсов тесно связано с коллективной деятельностью. Умение высказать свое мнение, считаться с мнением других, оценивать сделанное, быть ответственным за порученное дело, от выполнения которого зависит общий успех - все эти качества развиваются при подготовке и участии в мероприятиях.

Этапы работы при подготовке общешкольных мероприятий:

  • Подбор материала. Дети сами подбирают сценки, игры, стихи, интересные монологи, ситуации и т.д. Здесь необходимо учитывать состояние зрения детей.
  • Составление и обсуждение сценария. На этом этапе поощряется творчество: дети вносят поправки, высказывают пожелания,идет творческая обработка материала. Часто дети делают очень существенные замечания, убеждают нас и бывают правы.
  • Распределение ролей. Вместе с детьми обсуждаем, кому какая роль больше подходит. Некоторые дети  могут играть главные роли, энергичных героев,  любят выступать на публике, другим больше подходят роли второстепенные, с небольшим количеством слов, движении. Одни вовсю используют свои способности: с удовольствием станцуют, споют. Другим комфортнее  помогать на сцене,  читать слова. Кто-то с трудом запомнит четыре строчки, а у кого-то отличная память, и он вполне может вести программу. Таким образом, при распределении ролей учитываются личностные особенности, здоровье и желание детей.
  • Каждый сам «творит» своего героя. Дети придумывают движения, интонации, костюмы. Часто сами вылепляют замечательный персонаж.

 В  процессе  подготовки  учу детей   прослушивать выразительное  исполнениевоспитателем.     Анализируем     живую     речь,     проводим     упражнения     ввыразительном исполнении текста. Работаем над сценическим движением, над      мимикой, пантомимикой (особенно со слепыми детьми) Инициативе, самостоятельности, творчеству открывается широкий простор.

А уж получив положительную оценку, пережив чувство радости от сделанного коллективом, ребенок чувствует сопричастность к общему делу, у него появляется смысл творить хорошее, доброе, желание в следующий раз проявить себя, участвовать в общем деле.

Для детей-инвалидов по зрению всегда принципиально важно, чтобы их понимали и принимали как равных, без излишней опеки.

Трудотерапия меняет отношение инвалидов с другими людьми, т.е. улучшает их социальную реабилитацию.В процессе труда при выполнении какой-либо работы у детей развивается не только трудолюбие, но и усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, умение выбирать правильные способы выполнения действий, способность доводить начатое дело до конца - все те качества, без которых невозможна дальнейшая жизнь.

Прежде, чем ребенок начнет выполнять работу, мы должны дать ему определенную сумму знаний, показать способы выполнения действий. Пример ручного труда по изготовлению поделки из природного материала (дети слабовидящие). Рассмотрели с детьми образцы, собрали природный материал, показываю, как сворачивать и закреплять листья, веточки. Далее дети делают сами и даже сердятся, если я вмешиваюсь.

Если все это сделать методически грамотно и эмоционально, ребенок обязательно заинтересуется и с успехом выполнит работу. Важно оценить в конце своеобразие, индивидуальность и целесообразность труда.

Еще одно важное условие для психолого-педагогической реабилитации детей - положительные эмоции, положительная оценка взрослым, переживания со стороны детей. Похвала - мощный жизненный стимул.

Итак, для психолого-педагогической реабилитации детей необходимо учитывать:

1. состояние здоровья детей;

 2. личностно-ориентированный подход;

3.не оставлять без внимания просьбы и желания детей;

4.использовать   специальные   методы   и   приемы   работы,   интересные   формы организации    внеурочной деятельности.

5.почаще хвалите детей.

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Социально-психологическая адаптация незрячего или слабовидящего ребёнка - это приоритетное направление в адаптации детей с глубокими нарушениями зрения. Умение общаться, быть самостоятельными и целеустремлёнными, адекватное отношение к зрительному дефекту - составляющие успешной адаптации в социуме у детей данной категории. Спасибо за замечательную и полезную статью. -
Суворина Н.П.
педагог-психолог
Спасибо за статью.В вашей работе большое внимание уделяется развитию самостоятельности,творчеству. Особенно заинтересовал подход самостоятельного создания учащимися своих героев в сценариях.
Закиева М.А.
воспитатель