Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

ГС(К)ОАУ школа-интернат №4

г.Свободный Амурской области

Развитие мелкой моторики и осязания у слабовидящих школьников.

        Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями: нарушением психических процессов, пространственной ориентировки, расстройством речи, недостаточно развитой мелкой моторикой. Совокупность нарушений могут негативно отразиться на обучении ребенка в школе. Тренировка мелкой моторики помогает слабовидящему школьнику не только при письме, рисовании, работе с компьютером, но и в любой предметной деятельности. Велико положительное влияние пальчиковых упражнений на артикуляцию, дикцию, умственную деятельность и работоспособность, творческую активность учащихся младшего школьного возраста. Поэтому в учебном плане коррекционных учреждений для слабовидящих детей предусмотрен курс «Развития осязания и мелкой моторики», в количестве 1 часа в неделю на протяжении 4 лет обучения в начальной школе. Программа по развитию мелкой моторики и осязания составлена с учетом потенциальных возможностей в развитии функций сохранных анализаторов, психофизических особенностей слабовидящих школьников.

      Основой программы являются соответствующие элементы программ по русскому языку, чтению, математике, трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, их базовые умения и навыки. Работа по формированию и развитию осязания и мелкой моторики разносторонняя и разнообразная.            Выделяются следующие направления:

  • обучение самомассажу рук и пальцев;
  • формирование моторики рук, их двигательных функций;
  • освоение мелких движений, развитие глазомера;
  • координации глаз и рук;
  • обучение умению целенаправленно управлять движениями рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях;
  • обучение способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку (холодный, теплый, колючий, острый), поверхностей (гладкая, мягкая, шероховатая);
  • сопряженным движениям рук на плоскости (вверх-вниз, вправо-влево) одной и двумя руками;
  • нахождение предметов на плоскости;
  • формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания);
  • развитие навыков самообслуживания.

      Основной организационной формой обучения являются специальные занятия, которые проводятся по выбору педагога в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости, а также поставленных задач. Закрепление сформированности умений и навыков проводится на групповых занятиях, в игре, на прогулке с включением в них разнообразных заданий и упражнений, с учетом их доступности для школьников с нарушенным зрением и связанных с изученным ранее программным материалом. Обучение реализуется при индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом не только характера его зрительного дефекта, но и его жизненного опыта, особенности личности, а также уровня готовности ребенка к овладению ручной умелостью.

      Участники программы:

  • дети;
  • учитель;
  • воспитатель;
  • психолог;
  • логопед;
  • педагоги дополнительного образования;
  • родители.

       Разделы программы:

  • пальчиковая гимнастика, самомассаж рук;
  • лепка;
  • аппликация;
  • работа с бумагой в технике оригами;
  • рисование;
  • штриховка;
  • конструирование;
  • пальчиковый театр;
  • теневой театр.

       Авторская  программа по развитию мелкой моторики и осязания

1 класс (32 часа)

раздел

тема занятия

час

Пальчиковая гимнастика

  1. Разучивание упражнений для самомассажа рук, комплекса упражнений пальчиковой гимнастики.     

Лепка

  1. Свойства пластилина.
  2. Лепка простых геометрических фигур.

Аппликация

  1. Определение на ощупь вида бумаги, свойства бумаги.
  2. Вырезание полосок бумаги по намеченным линиям.

Работа с  бумагой в технике оригами

  1. Складывание бумаги по намеченным линиям. Сворачивание бумаги гармошкой.
  2. Складывание базисных форм.

Рисование

  1. Рисование пальцем на песке.
  2. Обводка по шаблону.

Штриховка

  1. Виды штриховки.
  2. Штриховка по шаблону.

Конструирование

  1. Узнавание на ощупь геометрических фигур.
  2. Разбор круп.
  3. Наматывание ниток на карандаш.
  4. Нанизывание бусинок на проволоку.
  5. Завязывание узелков.
  6. Поделки из пластилина и спичек.
  7. Разрезная мозаика

Игры с куклами-напальчниками

  1. Футбол.
  2. На прогулке.

 

2 класс (34 часа)

раздел

тема занятия

час

Пальчиковая гимнастика

  1. Разучивание упражнений для самомассажа рук. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Лепка

  1. Лепка предметов, состоящих из нескольких частей.
  2. Аппликационная лепка.

Аппликация

  1. Бумажный конструктор.
  2. Наклеивание элементов изображения на опорные точки.
  3. Рваная аппликация.
  4. Составление композиций

Работа с  бумагой в технике оригами

  1. Выполнение несложных поделок (божья коровка, вьюнок, лодочка).

 

Рисование

  1. Обводка по контуру и раскрашивание.
  2. Графические диктанты.

Штриховка

  1. Штриховка по шаблону.

Конструирование

  1. Составление образцов из геометрических фигур.
  2. Мозаика из крупы.
  3. Составление фигур из счетных палочек.
  4. Выгибание из проволоки геометрических фигур.
  5. Составление композиций из спичек и пластилина.
  6. Разрезная мозаика.

Пальчиковый театр

  1. Изготовление кукол из подручных материалов.
  2. Игры с куклами.
  3. Постановка несложных пьес.

 

3 класс (34 часа)

раздел

тема занятия

час

Пальчиковая гимнастика

  1. Разучивание упражнений для самомассажа рук и комплекса упражнений пальчиковой гимнастики.

Лепка

  1. Размазывание пластилина по основе, процарапывание.
  2. Лепка различных фигур с использованием приемов вытягивания, вдавливания, оттягивания, промазывания.
  3. Обмазывание пластилином банки и украшение ее природным материалом.

Аппликация

  1. Узоры, выполненные способом аппликации.
  2. Комбинированная аппликация: бумага и природный материал.
  3. Сюжетно-тематическая аппликация

Работа с  бумагой в технике оригами

  1. Модули.
  2. Объемные модули.

Рисование

  1. Графические диктанты.
  2. Рисование на песке.
  3. Рисование через кальку.
  4. Мозаика.

Штриховка

  1. Тематическая штриховка.

Конструирование

  1. Макраме.
  2. Составление композиций из спичек.
  3. Нанизывание бусинок на проволоку.
  4. Мозаика из камешков или спичек.

Пальчиковый театр

Теневой театр

  1. Изготовление кукол из подручных материалов. Постановка пьес.
  2. Методы получения силуэтов.

 

4 класс (34 часа)

раздел

тема занятия

час

Пальчиковая гимнастика

  1. Разучивание упражнений для самомассажа рук и комплекса упражнений пальчиковой гимнастики.

Лепка

  1. Расписной пластилин.
  2. Барельеф.

Аппликация

  1. Работа с фольгой.

Работа с  бумагой в технике оригами

  1. Изготовление различных моделей (воробей, журавлик, ирис, коробочка).

Рисование

  1. Графический диктант.
  2. Мозаика.

Штриховка

     1.Тематическая штриховка.

Конструирование

  1. Макраме.
  2. Бисероплетение.

     3.  Вязание крючком

Кукольный театр

Теневой театр

  1. Сюжетные картинки теневого театра.
  2. Кукольный театр.

       

        Виды упражнений по развитию мелкой моторики и осязания.

       Лепка (пластилин, глина, слоеное тесто, папье-маше, пищевая пленка, снег). Выкладывание рисунка из пластилина, составление композиции, аппликационная лепка, заполнение контура рисунка пластилином.

Аппликация. «Сомни и расправь» - сминание с закрытыми глазами, разглаживание – с открытыми, «скатай шарики одного размера» - из пищевой пленки, «определи на ощупь вид бумаги», «бумажный конструктор», вырезание из предварительно сложенной бумаги, рваная аппликация, работа с фольгой – сминание, разглаживание, формирование плоскостных и барельефных изображений.

Рисование. «Волшебный песок» - рисование пальцем или палочкой на песке, «визуализация» - мысленное рисование, рисование носом в воздухе с закрытыми глазами, рисование в воздухе правой рукой, обводка по контуру, рисование через кальку, шаблоны, трафареты, раскрашивание, мозаика, графические диктанты.

Конструирование. «Узнай, что это» - объемные геометрические фигуры, зрительно, на ощупь, работа с фланелеграфом, мозаика из различных материалов (бумага, пластик, крупа, природный материал), счетные палочки, спички, пуговицы, сматывание и разматывание клубков, нанизывание бусинок, выкладывание камешков, завязывание узелков, бантиков, шнуровки, выгибание из проволоки геометрических форм, фигурок, наматывание проволоки на круглую (квадратную палочку), плетение из проволоки, втыкание спичек в пластилин, составление композиции из спичек и пластилина, разрезные картинки, разбор круп.

Пальчиковый театр, теневой театр, игры с использованием кукол-напальчников, выполненных из различных материалов (бумага, шерсть, кожа, пластмасса, резина, ткань, пластилин).

              Ожидаемые результаты:

  • стабилизация эмоционального состояния детей;
  • снижение уровня тревожности;
  • умение самостоятельно снять мышечное напряжение;
  • получение опыта рефлексии;
  • умение ребенка прислушаться к себе;
  • осознавать и проговаривать свои ощущения;
  • развитие речи ребенка;
  • расширение кругозора;
  • улучшение почерка;
  • развитие творческих способностей ребенка.

 

  Приложение

 


Пальчиковая гимнастика

                                                                                                                                    

 

 

Рисование

 

 

 

Конструирование

Мозаика

 

 

 

Конструирование

Мозаика

 

  

Рисование

Мозаика

  

 

Лепка

 

  

Конструирование

 

 

 

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Для детей имеющих различные нарушения зрения занятия по развитию мелкой моторики очень важны и необходимы. Ваша работа очень актуальна. Спасибо.
Калетник Оксана Васильевна
учитель-логопед