- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Северова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
ГС(К)ОАУ школа-интернат №4
г.Свободный Амурской области
Развитие мелкой моторики и осязания у слабовидящих школьников.
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями: нарушением психических процессов, пространственной ориентировки, расстройством речи, недостаточно развитой мелкой моторикой. Совокупность нарушений могут негативно отразиться на обучении ребенка в школе. Тренировка мелкой моторики помогает слабовидящему школьнику не только при письме, рисовании, работе с компьютером, но и в любой предметной деятельности. Велико положительное влияние пальчиковых упражнений на артикуляцию, дикцию, умственную деятельность и работоспособность, творческую активность учащихся младшего школьного возраста. Поэтому в учебном плане коррекционных учреждений для слабовидящих детей предусмотрен курс «Развития осязания и мелкой моторики», в количестве 1 часа в неделю на протяжении 4 лет обучения в начальной школе. Программа по развитию мелкой моторики и осязания составлена с учетом потенциальных возможностей в развитии функций сохранных анализаторов, психофизических особенностей слабовидящих школьников.
Основой программы являются соответствующие элементы программ по русскому языку, чтению, математике, трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, их базовые умения и навыки. Работа по формированию и развитию осязания и мелкой моторики разносторонняя и разнообразная. Выделяются следующие направления:
- обучение самомассажу рук и пальцев;
- формирование моторики рук, их двигательных функций;
- освоение мелких движений, развитие глазомера;
- координации глаз и рук;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях;
- обучение способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку (холодный, теплый, колючий, острый), поверхностей (гладкая, мягкая, шероховатая);
- сопряженным движениям рук на плоскости (вверх-вниз, вправо-влево) одной и двумя руками;
- нахождение предметов на плоскости;
- формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания);
- развитие навыков самообслуживания.
Основной организационной формой обучения являются специальные занятия, которые проводятся по выбору педагога в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости, а также поставленных задач. Закрепление сформированности умений и навыков проводится на групповых занятиях, в игре, на прогулке с включением в них разнообразных заданий и упражнений, с учетом их доступности для школьников с нарушенным зрением и связанных с изученным ранее программным материалом. Обучение реализуется при индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом не только характера его зрительного дефекта, но и его жизненного опыта, особенности личности, а также уровня готовности ребенка к овладению ручной умелостью.
Участники программы:
- дети;
- учитель;
- воспитатель;
- психолог;
- логопед;
- педагоги дополнительного образования;
- родители.
Разделы программы:
- пальчиковая гимнастика, самомассаж рук;
- лепка;
- аппликация;
- работа с бумагой в технике оригами;
- рисование;
- штриховка;
- конструирование;
- пальчиковый театр;
- теневой театр.
Авторская программа по развитию мелкой моторики и осязания
1 класс (32 часа)
раздел |
тема занятия |
час |
Пальчиковая гимнастика |
|
3ч |
Лепка |
|
4ч |
Аппликация |
|
3ч |
Работа с бумагой в технике оригами |
|
4ч |
Рисование |
|
3ч |
Штриховка |
|
5ч |
Конструирование |
|
8ч |
Игры с куклами-напальчниками |
|
2ч |
2 класс (34 часа)
раздел |
тема занятия |
час |
Пальчиковая гимнастика |
|
1ч |
Лепка |
|
4ч |
Аппликация |
|
7ч |
Работа с бумагой в технике оригами |
|
3ч |
Рисование |
|
3ч |
Штриховка |
|
4ч |
Конструирование |
|
6ч |
Пальчиковый театр |
|
6ч |
3 класс (34 часа)
раздел |
тема занятия |
час |
Пальчиковая гимнастика |
|
1ч |
Лепка |
|
6ч |
Аппликация |
|
3ч |
Работа с бумагой в технике оригами |
|
3ч |
Рисование |
|
5ч |
Штриховка |
|
4ч |
Конструирование |
|
6ч |
Пальчиковый театр Теневой театр |
|
6ч |
4 класс (34 часа)
раздел |
тема занятия |
час |
|
Пальчиковая гимнастика |
|
1ч |
|
Лепка |
|
3ч |
|
Аппликация |
|
6ч |
|
Работа с бумагой в технике оригами |
|
4ч |
|
Рисование |
|
3ч |
|
Штриховка |
1.Тематическая штриховка. |
4ч |
|
Конструирование |
3. Вязание крючком |
8ч |
|
Кукольный театр Теневой театр |
|
6ч |
|
Виды упражнений по развитию мелкой моторики и осязания.
Лепка (пластилин, глина, слоеное тесто, папье-маше, пищевая пленка, снег). Выкладывание рисунка из пластилина, составление композиции, аппликационная лепка, заполнение контура рисунка пластилином.
Аппликация. «Сомни и расправь» - сминание с закрытыми глазами, разглаживание – с открытыми, «скатай шарики одного размера» - из пищевой пленки, «определи на ощупь вид бумаги», «бумажный конструктор», вырезание из предварительно сложенной бумаги, рваная аппликация, работа с фольгой – сминание, разглаживание, формирование плоскостных и барельефных изображений.
Рисование. «Волшебный песок» - рисование пальцем или палочкой на песке, «визуализация» - мысленное рисование, рисование носом в воздухе с закрытыми глазами, рисование в воздухе правой рукой, обводка по контуру, рисование через кальку, шаблоны, трафареты, раскрашивание, мозаика, графические диктанты.
Конструирование. «Узнай, что это» - объемные геометрические фигуры, зрительно, на ощупь, работа с фланелеграфом, мозаика из различных материалов (бумага, пластик, крупа, природный материал), счетные палочки, спички, пуговицы, сматывание и разматывание клубков, нанизывание бусинок, выкладывание камешков, завязывание узелков, бантиков, шнуровки, выгибание из проволоки геометрических форм, фигурок, наматывание проволоки на круглую (квадратную палочку), плетение из проволоки, втыкание спичек в пластилин, составление композиции из спичек и пластилина, разрезные картинки, разбор круп.
Пальчиковый театр, теневой театр, игры с использованием кукол-напальчников, выполненных из различных материалов (бумага, шерсть, кожа, пластмасса, резина, ткань, пластилин).
Ожидаемые результаты:
- стабилизация эмоционального состояния детей;
- снижение уровня тревожности;
- умение самостоятельно снять мышечное напряжение;
- получение опыта рефлексии;
- умение ребенка прислушаться к себе;
- осознавать и проговаривать свои ощущения;
- развитие речи ребенка;
- расширение кругозора;
- улучшение почерка;
- развитие творческих способностей ребенка.
Приложение
Пальчиковая гимнастика
Рисование
Конструирование
Мозаика
Конструирование
Мозаика
Рисование
Мозаика
Лепка
Конструирование
Отзывы