- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Серышева Лариса Александровна,
учитель начальных классов,
КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ»
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ.
Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют и мимика, и пантомимика и интонация речи (голосовая мимика). Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни слепых и слабовидящих детей. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.
Можно ли слепым и слабовидящим обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять его со знанием дела? На этот вопрос тифлопедагогическая практика отвечает положительно, хотя, естественно, по объему и степени использования невербальных средств люди с нарушениями зрения в целом будут отличаться от нормальновидящих.
Неречевые средства общения у ребёнка с нормальным зрением формируются по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и искажены, а мимика лица маловыразительна (амимична). Слепые с остаточным зрением и слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обедненную и фрагментарную по сравнению со зрячими. Причем узнавание объектов (а значит и восприятие мимики, жестов, поз) происходит у них замедленно. В итоге, слабовидящие, и тем более, слепые с остаточным зрением, слабо понимают неречевые средства общения и недостаточно усваивают их.
Недостаток невербального репертуара слабовидящих может отрицательно сказаться на их интеграции в общество нормальновидящих. Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми.
В связи с этим с 2009 учебного года в нашей школе был введён курс коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики детей со зрительной депривацией.
Цель данного курса: убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможностям завоевать сердца людей.
Задачи:
® дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
® формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
® приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.
В результате проводимых занятий ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.
Данная технология также включает:
1. Развитие психофизических способностей (мимики и пантомимики); психических процессов
(восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.
Схема построения занятий:
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.
Использование мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция черт характера (особенностей проявлений).
Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям; а также с неврозами, нарушениями характера.
V фаза. Подведение итогов.
С этой целью могут бать использованы: тестовые работы, мим - тренинги, практические занятия, спектакли - пантомимы.
Вся планируемая работа проводится в группах, парах и индивидуально. При составлении рабочих групп включаем одного-двух детей, не нуждающихся в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче “заразить” других детей нужной эмоцией. Количество детей в группе — от 3 до 5 чел., продолжительность 40 минут, периодичность - 2 раза в неделю в начальной школе и 1 раз в неделю в среднем и старшем звене.
Все обследования формируемых навыков проводятся дважды: до начала введения практического курса и в конце учебного года, после прохождения курса.
В обследование включается блоки:
1. Связь эмоциональных состояний с мимикой (с опорой на картинки-схемы).
2. Воспроизведение эмоций на себе.
3. Воспроизведение и оценка эмоционального держания картин, ситуаций.
Литература
1. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в начальной школе. М.: Творческий вечер. 2004.
2. Л.М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми.С.П.: Речь. 2001.
3. Н.П. Слободяник. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной
школы. М.: Айрис Пресс 2004.
4. Интернет - ресурсы