Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серышева Лариса Александровна,

учитель начальных классов,

КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ»

РАЗВИТИЕ  НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ.

        Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют и мимика, и пантомимика и интонация речи (голосовая мимика). Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни слепых и слабовидящих детей. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Можно ли слепым и слабовидящим обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять его со знанием дела? На этот вопрос тифлопедагогическая практика отвечает положительно, хотя, естественно, по объему и степени использования невербальных средств люди с нарушениями зрения в целом будут отличаться от нормальновидящих.

Неречевые средства общения у ребёнка с нормальным зрением формируются по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и искажены, а мимика лица маловыразительна (амимична). Слепые с остаточным зрением и слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обедненную и фрагментарную по сравнению со зрячими. Причем узнавание объектов (а значит и восприятие мимики, жестов, поз) происходит у них замедленно. В итоге, слабовидящие, и тем более, слепые с остаточным зрением, слабо понимают неречевые средства общения и недостаточно усваивают их.

Недостаток невербального репертуара слабовидящих может отрицательно сказаться на их интеграции в общество нормальновидящих. Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми.

В связи с этим с 2009 учебного года в нашей  школе был введён  курс коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики детей со зрительной депривацией.

Цель данного курса: убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и   действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможностям завоевать сердца людей.

Задачи:

®     дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

®     формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам  и взрослым людям;

®     приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему  развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

В результате проводимых занятий ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Данная технология также включает:

1. Развитие  психофизических способностей (мимики и пантомимики); психических процессов  

   (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог,  диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.

Схема построения занятий:

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.

Использование мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция черт характера (особенностей проявлений).

Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям; а также с неврозами, нарушениями характера.

V фаза. Подведение итогов.

С этой целью могут бать использованы: тестовые работы, мим - тренинги, практические занятия, спектакли -  пантомимы.

Вся планируемая работа проводится в группах, парах и индивидуально. При составлении рабочих групп  включаем одного-двух детей, не нуждающихся в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче “заразить” других детей нужной эмоцией. Количество детей в группе — от 3 до 5 чел., продолжительность 40 минут, периодичность  - 2 раза в неделю в начальной школе и 1 раз в неделю в среднем и старшем звене.

Все обследования формируемых навыков проводятся дважды: до начала введения практического курса и в конце учебного года, после прохождения курса.

В обследование включается блоки:

1. Связь эмоциональных состояний с мимикой (с опорой на картинки-схемы).

2. Воспроизведение эмоций на себе.

3. Воспроизведение и оценка эмоционального держания картин, ситуаций.

 

Литература

1. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в начальной школе. М.: Творческий вечер. 2004.

2. Л.М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми.С.П.: Речь. 2001.

3. Н.П. Слободяник. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной  

    школы. М.: Айрис Пресс 2004.

4. Интернет - ресурсы

 

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Лариса Александровна, спасибо, что вы поделились опытом работы по развитию неречевых средств общения учащихся со зрительной депривацией. На коррекционных занятиях я тоже учу детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения.Эта проблема актуальна для детей с нарушением зрения на любом возрастном этапе.
Мавлаутдинова Н.Р.
педагог - психолог
Очень важная и нужная тема по развитию невербального общения, интересные этапы занятий, глубокая проработка навыков. Спасибо!
Суворина Н.П.
педагог-психолог
Очень интересная работа. Хотелось подробнее узнать по поводу структуры занятий или фаз. Как строится каждое занятие? Спасибо.
Костюхина Нина Александровна
Учитель Ритмики
Спасибо Серышевой Ларисе Александровне, учителю начальных классов КГБС(К)ОУ «Бийская СКОШИ», за интересную статью, фотографии и творческую работу. Хочется узнать о Вашем опыте побольше!
Литвинова Татьяна Александровна
учитель-тифлопедагог
Интересная статья. Занятия по Развитию мимики и пантомимики помогают нашим детям узнать как можно выразить свои чувства, переживания не только при помощи слов, но и лицом, жестом позой показать их.
Бессонова Т. П.
Учитель начальных классов
Работа по развитию неречевых средств общения у детей с нарушением зрения очень важна. Интересна структура коррекционного занятия по развитию мимики и пантомимики.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР