Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Панина Галина Викторовна, учитель

ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»

Развитие обонятельных ощущений у детей с множественными тяжелыми нарушениями развития

Ребёнку, лишённому зрения и слуха, обоняние доставляет разнообразие ощущений, для которых характерен положительный или отрицательный аффективно-эмоциональный фон. Из всех ощущений ни одно не связано так тесно с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельное.

Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств. Вот почему так важно научить наших детей разбираться в обонятельных ощущениях.

Многие дети имеют обеднённый запас обонятельных представлений, слабо дифференцируют запахи, не осознают возможностей анализаторных функций органа обоняния: на специальных коррекционных занятиях надо развивать у детей обонятельную чувствительность.

Уровень развития обоняния у детей с множественными тяжёлыми нарушениями развития можно оценить следующим образом:

-      Низкий уровень развития обоняния. Дети реагируют на запахи, но не узнают часто встречающиеся запахи, не называют их и не соотносят с предметом.

-      Средний уровень развития обоняния. Дети могут узнавать запах и соотносить один запах с предметом.

-      Выше среднего уровень развития обоняния. Дети узнают знакомый запах, выделяют его среди других (из 2-х, 3-х) и соотносят с предметом.

Для того, чтобы составить индивидуально ориентированную программу развития обонятельных ощущений, необходимо выяснить реакции воспитанника на тот или иной запах. Хотя некоторые запахи и не нравятся ребёнку, но всё равно они чрезвычайно привлекают наших детей, вызывают интерес и любопытство.

Процесс обучения по развитию обоняния можно разделить на 4 этапа: 1 - Подготовительный этап. Он включает определение исходного уровня сформированности     обонятельных     представлений     и     обонятельной чувствительности посредством предъявления ребёнку пахнущего предмета, т.е. наша задача на этом этапе научить ребёнка принюхиваться. Для слепого ребёнка это особенно важно, т.к. этим он открывает для себя дополнительную возможность получения информации о свойствах вещей, возможность узнавания и различения людей и предметов. Нюхание предметов - это освоение (познание) окружающего мира.

2  - На втором этапе мы изучаем запахи. Ребёнок должен научиться
сосредотачивать внимание на запахе, его узнавать, запоминать, называть,
локализовать (столовая, медицинский кабинет и т.п.) Среди этих задач мы
выбираем только доступные. Запахи классифицируем по группам:

-      запахи   продуктов   питания   (овощи,   фрукты,   мясные   и   молочные продукты и др.);

-      парфюмерные запахи (дезодорант, духи, одеколон и др.);

-      медицинские запахи (мази, микстура, спирт, капли, корвалол и др.). Для детей, "функционирующих на более высоком уровне, мы добавляем другие группы запахов:

-      запахи приправ и специй (лавровый лист, корица, гвоздика и др.);

-      запахи растений (цветы, кустарники, лекарственные травы и т.д.);

-      запахи моющих средств (стиральные порошки, сорта мыла и т.д.);

-      бытовые запахи (хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и т.д.); Все   группы   запахов   мы   классифицируем   на. приятные   и   неприятные; знакомые и незнакомые; запахи человеческого тела; домашние запахи; «топографические» запахи (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой,

#

запах глины - с мастерской).

3    - На третьем этапе проводим упражнения, на развитие обоняния и дифференциацию запахов. Это такие игры: «Угадай по запаху», «Где пахнет?», «Съедобное - несъедобное» и другие.

4    - На заключительном этапе важно направить внимание ребёнка на упражнения по использованию обонятельной чувствительности в различных видах деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке. Хотя усвоить весь объём

предъявленного материала могут не все дети.

Приемы работы по развитию обонятельной чувствительности:

  1. Рассматривание (обследование) предмета.
  2. Определение запаха предмета.
  3. Жестовое обозначение.
  4. Определение цвета предмета.
  5. Соотнесение предмета с предметом.
  6. Соотнесение предмета с картинкой.
  7. Соотнесение предмета с табличкой.
  8. Соотнесение с цветовой карточкой.
  9. Работа с инструкциями.

 Дидактическая игра «Угадай по запаху».

  1. Работа в альбоме. Рисование.
  2. Работа с трафаретами.

В каких случаях можно использовать запахи?

1.При изучении ребёнком своего тела можно использовать предметы с запахами (крем, эфирные масла, глина, тесто с ванилином и т.д.), нанося их ребёнку на разные части тела. Это поможет ему лишний раз обратить внимание на своё тело способом ощупывания, поразглядывания, обнюхивания тела.

2.Запахи можно использовать как метки в пространстве для ослабления страхов ребёнка: знакомый запах поможет снизить уровень страха в незнакомом помещении, на незнакомой территории. В данном случае можно провести игру «Чем пахнет?», брызнув в незнакомом помещении знакомый запах освежителя воздуха. Ребёнок вспомнит запах своего класса, отсека и это его успокоит.

3.Страх можно и «занюхать», накапав несколько капель лимонного, мятного или масла ромашки на носовой платок. Вдыхая эти запахи, ребёнок начнёт успокаиваться, приобретать уверенность. А сладкий и резковатый запах сандалового масла не только успокоит, но и снимет тревоги и улучшит настроение.

4.Хорошо потренировать ребёнка в прослеживании «движения» ароматов: провести ароматизированной палочкой вверх и вниз относительно лица, обвести палочкой вокруг головы и т.п., закрепляя заданием типа: «Покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах». На занятиях продуктивной деятельностью надо акцентировать внимание детей на запахах клея, краски, бумаги. На занятиях ознакомления с окружающим - на запахи растений. Во время режимных моментов - на запах мыла, пасты и т.д.

Дети на занятиях по развитию обонятельной чувствительности показывают разные поведенческие реакции: успокаиваются, настораживаются, радуются, пугаются.

У слепых и слабовидящих обоняние, по сравнению с нормально видящими, более тренировано.

Есть слабовидящие слабослышащие дети, которые стали различать своё бельё с помощью обоняния (моё - чужое), также различают бельё по другому признаку: «чистое» - «грязное».

Алгоритм действий таков: ребёнок нюхает предмет; опознаёт запах (пахнет плохо - грязное); меняет грязное на чистое; нюхает повторно; опознаёт запах (пахнет хорошо - чистое).

Обоняние - это дистантный анализатор, поэтому его можно применять при ориентировке в пространстве. Для ребёнка, у которого нарушено зрительное и (или) слуховое восприятие, запахи становятся значимыми метками, которые вполне можно использовать при освоении пространства. Благодаря обонянию слепоглухой ребёнок может определить местоположение различных предметов, узнать знакомых людей и т.д.

Таким образом, результаты работы по развитию обонятельной чувствительности у детей показали, что они способствуют положительной динамике в способности детей воспринимать, различать и успешно использовать запахи для получения более полной информации о происходящем вокруг, а также помогают лучше ориентироваться в пространстве и быту.

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо за обобщение опыта работы по проблеме развития обонятельных ощущений и представлений. По этому вопросу очень мало методических рекомендаций. Материал для работы приходится собирать по крупицам.
Р.И.Шахматова
учитель-тифлопедагог
Ваша статья - для меня находка! Большое спасибо! Никакой "воды", описание последовательной, логичной, практической работы.Обязательно использую в своей работе. Еще раз благодарю!
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Ваш опыт по данному вопросу очень интересен и важен для нас. Спасибо!
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР