- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Загорская И.М., педагог-психолог
Кемеровская обл., г.Полысаево, СКОШИ №23
Программа
«Развитие познавательных способностей младших школьников с нарушением зрения»
Нарушения зрения являются причиной целого ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении предметов. Замедленное и своеобразное восприятие учебного материала затрудняет целенаправленное наблюдение, оказывает отрицательное влияние на усвоение многих понятий, создает трудности при формировании пространственных представлений, затрудненности координации движений, в недостаточности чувственного опыта учащихся. Их представления об окружающем мире неполны, неточны, фрагментарны. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности учащихся, поэтому обучение в младших классах детей с нарушением зрения необходимо сочетать с коррекционной работой, развитием познавательных способностей.
Цель программы: развитие и коррекция познавательных способностей младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
- развитие интеллектуальных способностей и речи;
- оказание психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии познавательных процессов;
- формирование индивидуального стиля познавательной деятельности каждого школьника.
Программа направлена на развитие познавательных способностей младших школьников с нарушением зрения, формирование коммуникативных навыков. Программа рассчитана на 4 года.
Продолжительность каждого занятия 40 минут, регулярность – 1 раз в неделю, проводится с целым классом.
Структура программы. В целом программа состоит из двух блоков:1.Диагностический блок. 2.Коррекционный блок.
Каждый блок имеет свои цели и задачи и определенное количество часов для реализации, что отражено в примерном тематическом планировании.
Цель диагностической работы: осуществление дифференцированной, сравнительной, индивидуально направленной диагностики для получения в естественных условиях обучения объективных данных об учащихся, позволяющих определить их в случае необходимости на другую программу – с учетом их актуальных и потенциальных возможностей.
Диагностика осуществляется в индивидуальной форме по изложенным ниже методикам, общая продолжительность этапа зависит от количества детей в данной группе.
Оценка получаемых результатов прослеживается осуществлением сквозной диагностики в течение года, с использованием следующих методик: прогрессивные матрицы Равенна, кольца Ландольта, «Заучивание десяти слов» А.Р.Лурия, «Цифры» (методика исследования объема кратковременной зрительной памяти), «Воспроизведение рассказа» Л.С.Славина (исследование понимания и запоминание текстов, особенности устной и письменной речи испытуемых), «Подобия» (определение сходства и различия предметов в парах), «Аналогии», методика Когана, «Нарисуй что-нибудь необычное» (уровень воображения).
Коррекционный блок представляет собой коррекционно-развивающие занятия, включающие психотренинг когнитивных процессов.
Цель коррекционного блока: организация коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками направленной на развитие познавательных способностей и личностной сферы.
Структура занятия включает в себя: приветствие и разминку, рефлексию предыдущего занятия, основное содержание, состоящее из игр, упражнений, бесед, рефлексию проведенного занятия. По ходу занятия обязательно проводится минута отдыха. Занятия имеют проблемный характер и предполагают использование различных игровых приемов, которые развивают речь учащихся, основные психические функции ребенка (память, внимание, мышление, воображение).
Программа включает тематическое планирование и описание занятий.
Приемы и методы, обеспечивающие решение поставленных задач:
1.Подвижные игры. Задачи: снятие мышечных блоков; снятие отрицательных эмоций; эмоциональное развитие; развитие пространственной координации.
2.Психокоррекционные упражнения. Задачи: свободное самовыражение; развитие самостоятельности, самодисциплины и произвольности поведения; снятие умственной усталости; создание хорошего настроения.
3.Игры и задания на развитие интеллектуальных способностей.
Задачи: развитие восприятия; развитие внимания; развитие памяти;
развитие синтеза, обобщения, сопоставления.
4.Свободное рисование. Задачи: осознание своих мыслей, чувств, ощущений; развитие моторики руки; развитие самовыражение.
Структура занятия:
I. Вступительная часть (приветствие, разминка, рефлексия). Задачи: снятие утомление; эмоциональное раскрытие; настрой на работу в группе.
II. Основная часть. Задачи: развитие интеллектуальных способностей; развитие коммуникативных навыков; развитие личности учащихся.
III. Заключительная часть. Задачи: подведение итогов занятия, гармонизация эмоций.
Предполагаемым результатом реализации программы является развитие у детей познавательных способностей, учебной мотивации, овладение продуктивными приемами навыками учебной деятельности, формирование самоконтроля и самоорганизации.
К концу курса у младших школьников с нарушением зрения должны сформироваться следующие умения и навыки: эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество; чувство единства, умение действовать согласованно; готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность; основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки предмета и закономерности); адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя; адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми
Ожидается, что у младших школьников с нарушением зрения повыситься: уровень работоспособности; уровень развития мелкой моторики пальцев рук; уровень развития памяти; внимания;мышления; восприятия; интеллектуального развития; воображения; работоспособности; речевой активности; познавательной активности.
К концу учебного курса обучающиеся должны уметь: анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; работать самостоятельно в парах, в группах.