Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загорская И.М., педагог-психолог

Кемеровская обл., г.Полысаево, СКОШИ №23

Программа

«Развитие познавательных способностей младших школьников с нарушением зрения»

            Нарушения зрения являются причиной целого ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении предметов. Замедленное и своеобразное восприятие учебного материала затрудняет целенаправленное наблюдение, оказывает отрицательное влияние на усвоение многих понятий, создает трудности при формировании пространственных представлений, затрудненности координации движений, в недостаточности чувственного опыта учащихся. Их представления об окружающем мире неполны, неточны, фрагментарны. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности учащихся, поэтому обучение в младших классах детей с нарушением зрения необходимо сочетать с коррекционной работой, развитием познавательных способностей.

         Цель программы: развитие и коррекция познавательных способностей младших школьников с нарушением зрения.

                 Задачи:

  1. развитие интеллектуальных способностей и речи;
  2. оказание психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии познавательных процессов;
  3. формирование индивидуального стиля познавательной деятельности каждого школьника.

Программа направлена на развитие познавательных способностей младших школьников с нарушением зрения, формирование коммуникативных навыков. Программа рассчитана на 4 года.

Продолжительность каждого занятия 40 минут, регулярность – 1 раз в неделю, проводится с целым классом.

        Структура программы. В целом программа состоит из двух блоков:1.Диагностический блок. 2.Коррекционный блок.

Каждый блок имеет свои цели и задачи и определенное количество часов для реализации, что отражено в примерном тематическом планировании.

          Цель диагностической работы: осуществление дифференцированной, сравнительной, индивидуально направленной диагностики для получения в естественных условиях обучения объективных данных об учащихся, позволяющих определить их в случае необходимости на другую программу – с учетом их актуальных и потенциальных возможностей.

         Диагностика осуществляется в индивидуальной форме по изложенным ниже методикам, общая продолжительность этапа зависит от количества детей в данной группе.

Оценка получаемых результатов прослеживается осуществлением сквозной диагностики в течение года, с использованием следующих методик: прогрессивные матрицы Равенна, кольца Ландольта, «Заучивание десяти слов» А.Р.Лурия, «Цифры» (методика исследования объема кратковременной зрительной памяти), «Воспроизведение рассказа» Л.С.Славина (исследование понимания и запоминание текстов, особенности устной и письменной речи испытуемых), «Подобия» (определение сходства и различия предметов в парах), «Аналогии», методика Когана, «Нарисуй что-нибудь необычное» (уровень воображения).

    Коррекционный блок представляет собой коррекционно-развивающие занятия, включающие психотренинг когнитивных процессов.

Цель коррекционного блока: организация коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками направленной на развитие познавательных способностей и личностной сферы.

        Структура занятия включает в себя: приветствие и разминку, рефлексию предыдущего занятия, основное содержание, состоящее из игр, упражнений, бесед, рефлексию проведенного занятия. По ходу занятия обязательно проводится минута отдыха. Занятия имеют проблемный характер и предполагают использование различных игровых приемов, которые развивают речь учащихся, основные психические функции ребенка (память, внимание, мышление, воображение).

       Программа включает тематическое планирование и описание занятий.

Приемы и методы, обеспечивающие решение поставленных задач:

1.Подвижные игры. Задачи: снятие мышечных блоков; снятие отрицательных эмоций; эмоциональное развитие; развитие пространственной координации.

2.Психокоррекционные упражнения. Задачи: свободное самовыражение; развитие самостоятельности, самодисциплины и произвольности поведения; снятие умственной усталости; создание хорошего настроения.

3.Игры и задания на развитие интеллектуальных способностей.

Задачи: развитие восприятия; развитие внимания; развитие памяти;

развитие синтеза, обобщения, сопоставления.

4.Свободное рисование. Задачи: осознание своих мыслей, чувств, ощущений; развитие моторики руки; развитие самовыражение.

Структура занятия:

I. Вступительная часть (приветствие, разминка, рефлексия). Задачи: снятие утомление; эмоциональное раскрытие; настрой на работу в группе.

II. Основная часть. Задачи: развитие интеллектуальных способностей; развитие коммуникативных навыков; развитие личности учащихся.

III. Заключительная часть. Задачи: подведение итогов занятия, гармонизация эмоций.

               Предполагаемым результатом реализации программы является развитие у детей познавательных способностей, учебной мотивации, овладение продуктивными приемами  навыками учебной деятельности, формирование самоконтроля и самоорганизации.

          К концу курса у младших школьников с нарушением зрения должны сформироваться следующие умения и навыки: эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество; чувство единства, умение действовать согласованно; готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность; основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки  предмета и закономерности); адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя; адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми  

        Ожидается, что у младших школьников с нарушением зрения повыситься:  уровень работоспособности; уровень развития мелкой моторики пальцев рук; уровень развития памяти; внимания;мышления; восприятия; интеллектуального развития; воображения; работоспособности; речевой активности; познавательной активности.

К концу учебного курса обучающиеся должны уметь: анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; работать самостоятельно в парах, в группах.

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Тема актуальна при работе с детьми с нарушением зрения,необходима. Специалист работает целенаправленно по программе, хорошо бы, если можно было увидеть результаты работы по данной программе.
Смирнова Е.Ф.
педагог-психолог
Это замечательно, что вы ведете работу в этом направлении т.к., полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития.
Мавлаутдинова Н.Р.
педагог - психолог
Программа заслуживает внимания. Интересно четкое описание структуры занятия,практических методов и приемов.Спасибо!
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Очень важное направление в работе педагога.Есть ли уже результаты работы по данной программе?
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР
Тема статьи актуальная. Необходимость развития познавательных процессов неоднократно подчёркивали в своих трудах известные тифлопедагоги. Важно, что программа рассчитана на 4 года, а также, что коррекционную помощь получают все учащиеся в классе. Хотелось бы попросить автора опубликовать в конце статьи литературные источники, на основе которых составлялась данная программа.
Патрушева Мария Сергеевна
педагог-психолог "Верхнепышминская СКОШИ"