Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жилкина Марина Витальевна,

 учитель ИЗО

педагог дополнительного образования

ГКОУ СО СКОШИ № 78, г. Екатеринбург

Развитие творческого воображения у слабовидящих детей на занятиях изобразительного искусства

Изобразительная деятельность, будучи напрямую связанной с важнейшими психическими функциями, зрительным процессом, дви­гательной координацией, речью и мышлением развивает и объединяет их между собой, помогая слабовидящему ребенку упорядочить, оформить и зафиксировать представления об окружающем мире и творчески выразить себя в нем.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость отбора технологий преподавания изобразительного искусства для слабовидящих учащихся, то есть системы психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, а также воспитательных средств.

Формирование графических навыков происходит в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности при ознакомлении с объектом задания и коррекции выполняемого изобразительного действия. В ходе выполнения коррекционных упражнений используются специальные пособия (трафареты, образцы, фотографии, открытки, репродукции, диафильмы, слайды).

Мы пришли к выводу, что для слабовидящего ребенка важное значение имеет восприятие художественной информации, заключенной в колористическом цветовом строе картины. Кроме того, уроки изобразительного искусства позволяют проводить работу по преодолению отрицательного влияния расстройств цветоощущения на развитие ребенка.

Существует мнение, что дети с дефектами зрения слабо эмоционально откликаются на цвет и предпочитают черно-белое графически четкое изображение цветному. Наш педагогический опыт позволяет не согласится с такой точкой зрения. Напротив, дети с большим интересом реагируют на цветное изображение и сами с удовольствием работают с цветом, предпочитая гуашь, которая привлекает их своей яркостью, выразительностью и разнообразием цветной гаммы, что важно при недостаточном зрении и что положительно влияет на эмоциональную сферу. При этом цвет играет определенную компенсаторную роль, усиливая информативно полезный визуальный сигнал.

Овладение спецификой использования разнообразных технических материалов (цветной карандаш, мелки, перо, пастель, фломастер, акварель), приемами художественного изображения (акварель по сырому, гуашь мазками и т.д.), освоение различных техник работ (монотипия, перовая техника, граттаж, фитодизайн, работа на ткани, на-брызг, силуэт и др.) дают учащимся широкие возможности осуществлять различные образные решения. Поэтому не случайно, что новизна открытий в плане освоения изобразительной грамоты пробуждает у детей познавательный интерес к занятиям. Кроме того, представленная широкая инициатива в выполнении задания активизирует и индивидуальные творческие способности.

Известно, что значительное нарушение зрения сказывается на познавательной деятельности учащихся, поэтому особое внимание уделяется корректирующем и дидактическому единству процесса обучения. В связи с этим нами разрабатываются и апробируются упражнения, направленные на развитие памяти, эмоционально - чувственной сферы. Например, учащимся предлагается в течение двух минут внимательно рассмотреть группу людей (это может быть иллюстрация или группа, составленная из самих же учащихся)  в   определенных  позах,   затем,   убрав   изображение,  учащимся предлагается схематично попытаться  изобразить  группу людей на листе бумаги.

Мы знаем, что развитие наблюдательности - важный момент процесса изобразительной деятельности, и поскольку эта сфера слабовидящего ребенка также имеет недостатки, обусловленные нарушенным зрением, развитию наблюдательности подчинены специальные задания. Например, "время созерцания": учащимся предлагается в течение пяти минут молча обследовать предложенный предмет. Затем предмет убирается. Большее поощрение получает тот учащийся, кто называет все детали обследуемого предмета. Практика тифлопедагогики показывает, что даже частичная потеря зрения влечет за собой серьезные потери в области чувственного отражения. Это вносит определенную специфику в процесс интеллектуального развития: у слабовидящего ребенка затруднено восприятие тех сторон деятельности и сфер искусства, которые оказывают на человека наиболее сильное эмоциональное воздействие.

Уроки художественно-эстетического цикла мы рассматриваем как средство, закладывающее основы чувственного познания: эмоции вызванные музыкой, поэзией, изобразительным искусством являются важными условиями подготовки детей к восприятию и созданию художественного образа. Поэтому в работе со слабовидящими детьми по изобразительному искусству отводится больше времени, по сравнению с массовой школой, на создание эмоционального настроя и творческой атмосферы. Для этого используются поэтические тексты, музыкальные произведения.

Работа по схеме "звук-образ-движение" развивает цветомузыкальные ощущения, помогает услышать яркую изобразительность музыки, что особенно важно в плане коррекционной работы со слабовидящими детьми, обогащения их чувственного и эмоционального опыта. Отработанные методические приемы оправдали себя в занятиях с детьми-инвалидами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

При формировании навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения были использованы следующие пути обучения: ориентировочно-исследовательская деятельность; деятельность на основе подражания; коррекционные упражнения с использованием специальных пособий с целью отработки движений руки; поэтапная инструкция со стороны учителя.

Схематично работа над каждым видом занятий по изобразительной деятельности выглядит следующим образом: 1. Анализ предмета (форма, пропорции, цвет). Фронтальная работа со всем классом по системе "вопрос-ответ". Словесное выявление характерных особенностей формы объекта. 2. Фронтальное объяснение: показ на классной доске основных этапов работы. 3. Самостоятельная работа. 4. Индивидуальные консультации. 5. Анализ выполненных работ.

На разных возрастных этапах к учащимся предъявляются определенные требования. Если в младших классах требования по раскрытию темы, задания элементарны, то в старших проводится углубленная работа по активизации художественно-образного, пространственного-конструктивного мышления. Даются задания на определение абстрактности, ассоциативности, фантазии (например, выразить графически, в цвете ощущения: "Радость", "Страх", "Вкус", и т.д.; изобразить в цвете выражения имени, музыки, и т.д.; изобразить графически динамичность или статичность).

Научить детей видеть, наблюдать и анализировать жизнь при нарушениях зрения - задача педагога изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Развитие творческого воображения очень важно для детей с нарушением зрения. Ваш предмет, как никакой другой, помогает в этом. Спасибо за участие в конференции.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР