Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецова Ольга Николаевна, учитель биологии и химии

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа III-IV вида»

Развитие творческой компетентности у слабовидящих учащихся через использование научного метода на уроках естественного цикла

              Готовность к взрослой жизни – важнейший параметр развития личности и индивидуальности. Окружающий мир современного человека характеризуется динамичностью, изменчивостью, стремительным ростом объема информации, разнообразием связей. В этом мире надо уметь выбирать и отвечать за свой выбор, определять и решать проблемы, воспринимать окружение и контактировать с ним. Поэтому выпускник общеобразовательной школы должен быть готовым связывать свою карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности в зависимости от изменения в стратегии развития предприятия, технологиях; самостоятельно «добывать» и работать с информацией. Ученик должен быть образованно компетентным, что предполагает не отдельно сформированные друг от друга предметные знания и умения, а владение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [6].

            Для современной школы огромную важность приобретают вопросы индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся. Уровень творческой активности характеризуется выполнением самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства.

            Потеря или глубокое нарушение зрения наносит большой ущерб развитию ребенка. При отсутствии или значительном снижении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих. При глубоком нарушении зрения страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление). Происходит изменение в развитии двигательных функций (быстрота, координация, точность, темп движений, соразмерность двигательных актов), ограничивается овладение социальным опытом, и все осложняет процесс творческого развития личности ребенка. В работах тифлопсихологов указывается, что подавляющее большинство детей испытывают сомнения по поводу успешности своего будущего, связывая их с наличием зрительного дефекта и соответствующими трудностями в быту, общении и т.д. [8].

            Учителя биологии и химии свои усилия, в основном, направляют на коррекционную работу в формах чувственного «созерцания», стараясь решить проблемы доступности ощущения, восприятия и представлений и мало внимания обращают на формы абстрактного мышления учащихся (понятия, суждения, умозаключения)[7]. Однако использование научного метода как последовательности действий, служащей в качестве методических указаний для научной деятельности, даже при недостаточном чувственном опыте школьника позволяет учителю сформировать достоверность мышления, научить учащихся мыслительным операциям.

            Существуют две разновидности научного метода: экспериментальный и описательный, и в обеих требуются объективные рассуждения и выполнение одних и тех же действий. В экспериментальном методе используются численные данные и графики, в то время как в описательном методе сбор информации осуществляется путем визуальных наблюдений. Как правило, экспериментальный метод применяется в физических науках, а описательный – в зоологии и антропологии.

            Статистические данные о восприятии и усвоении информации (в процентах усвоения информации) в различных видах деятельности таковы…

- читают – 10 %

- слышат – 26 %

- видят – 30 %

- видят и слышат – 50 %

- обсуждают с другими – 70 %

- основывают на личном опыте – 80 %

- проговаривают и делают – 90 %

- объясняют кому-либо сами – 95 %

 

            Через использование научного метода, таким образом, можно добиться наибольшего  эффекта от  восприятия и усвоения  информации.

             Надо помнить, что науки различаются по предмету и методам исследования. Для многих из них необходимо сложнейшее оборудование, использовать которое может лишь исследователь, владеющий объемом знаний, намного превосходящим школьный курс. В других науках можно работать и с самыми простыми приборами и инструментами. Биология как раз относится к числу таких наук. Конечно, не любая ее область доступна школьнику, но многие вполне по силам[4].

Научно-исследовательская работа школьников имеет свою специфику: выбранный объект должен быть им интересен, а методика его анализа должна быть достаточно простой, доступной и в то же время новой. Исследовательская деятельность учащихся – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного. Педагог в данном случае выступает как организатор исследовательской деятельности, благодаря которой у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

             Например, применение описательного метода при проращивании семян на уроках биологии. Целью работы является определение всхожести семян при проращивании в разных условиях. Материалы и приборы – просты и доступны (семена бобов, гороха; марля, капроновые крышки и т.п.). Последовательность этапов такова:

- выяснение проблемы

- изучение проблемы

- выдвижение гипотезы

- выполнение опыта

- формулировка вывода

             Невозможно представить себе химию без опытов. Их можно проводить в школе, а также  есть опыты и для домашнего экспериментирования. Такие как: «Обнаружение крахмала в продуктах питания», «Определение витамина С в различных соках», «Адсорбция  активированным углем красящих веществ пепси-колы», «Очистка воды», «Выращивание кристаллов соли» и др.

             Доказано, что дети, увлеченные наукой с раннего возраста, продолжают ею интересоваться и тогда, когда становятся старше. Они, скорее всего, будут изучать ее и при обучении в ВУЗе и, возможно, изберут какое-то ее направление в качестве своей профессии.

            Таким образом, самореализация  школьника с нарушениями зрения будет более успешной, если учащийся имеет за своими плечами исследовательский, проектно-конструктивный и духовно-личностный опыт. К чему мы и стремимся, организуя свою педагогическую деятельность по формированию творческой компетентности у слабовидящих учащихся.

Адсорбция  активированным углем красящих веществ пепси-колы

 

 

 Работа по определению всхожести семян при проращивании в разных условиях



Выращивание кристаллов соли



 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо за предоставленный на высоком методическом уровне опыт по развитию творческих способностей и компетентностей детей с ОВЗ!
Вокуева С.В.
учитель
Очень важное и нужное направление в работе. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР