Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азова Ольга Александровна, учитель-дефектолог

ГС(К)ОУ школа-интернат №4, г.Свободный

Развитие зрительного восприятия – одно из основных направлений в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

«В основе всех нарушений зрения лежит напряжение и перенапряжение психики. Идеальное зрение приобретается только расслаблением. Сделайте расслабление, ровное и радостное настроение стилем и нормой своей жизни, если хотите вернуть себе здоровое зрение» (У.Бэйтс).

Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

     В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике, личность ребенка признается как самая большая ценность, что дает возможность каждому школьнику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе образовательного процесса независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений.

Поскольку в этом возрасте зрение является основным каналом получения информации об окружающем мире, то от уровня зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти зависит качество усваиваемых детьми знаний. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и в процессе манипуляции предметами. С помощью зрительного анализатора ребенок воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов; определяет движение и направление движения предмета, ориентируется в пространстве.

Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия ( слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания.

Таким образом, зрительное восприятие – это психический процесс приема и передачи информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Для возникновения у человека зрительного образа – отражения предмета данный психический процесс претерпевает ряд последовательных преобразований: от обнаружения предмета (объекта) в поле восприятия и различения отдельных признаков до выделения в нем информативного содержания и формирования образа с закреплением в памяти характерных признаков. Такую богатую информацию человек получает с помощью различных функций зрения. К основным функциям относятся: острота зрения, глазодвигательные функции, цветоразличение, поле зрения, характер зрения. Снижение любой из вышеперечисленных функций приводит к нарушению восприятия как психического процесса.

     Современными научными исследованиями доказано, что нарушение базовых зрительных функций приводит к снижению скорости и точности восприятия, что обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных элементов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Нечеткие, неточные представления об окружающем мире влекут за собой недостаточность сенсорного опыта. Объем и качество овладения детьми сенсорными эталонами являются одним из показателей особенностей зрительного восприятия, т.к. сенсорные эталоны определяются психологами как средства осуществления перцептивного процесса. В связи с этим детям со значительным снижением зрения требуется специально организованное зрительное перцептивное обучение, способствующее компенсаторному развитию восприятия.

     Эффективность работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения во многом определяется знанием психологических основ управления процессом зрительного восприятия.Учитывание психологических основ зрительного восприятия дает возможность выделить несколько направлений коррекционной работы.

К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия. Это воздействие может осуществляться двумя путями:

  • использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность названных педагогических мероприятий определяется системностью и непрерывностью данной работы;
  • опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.

Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия. Путями реализации этого направления являются:

  • развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий;
  • развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учетом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения;
  • развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия, развития его полноты и дифференцированности;
  • формирование навыков использования зрительных умений  для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;
  • развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве.

Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха.

     Таким образом, возникает необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия, где бы решались эти проблемы.  

Занятия по развитию зрительного восприятия должны быть тесным образом связаны  с лечебно-восстановительным процессом. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на занятиях необходимо использовать соответствующий дидактический материал, специальные игры, упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

     Итак, внедряя в работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения разнообразные игровые упражнения, упражнения на активизацию зрительных функций, упражнения на зрительных тренажерах, использование упражнений из нетрадиционных методик, а так же при совместной работе медсестры-ортоптистки, других специалистов зрение у детей улучшается. А с улучшением зрения повышается  и уровень развития зрительного восприятия.

 

   

 

 

Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо Азовой Ольге Александровне, учителю-дефектологу ГС(К)ОУ школы-интерната №4, г. Свободного, за интересные фотографии коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия со слабовидящими учащимися и теоретическое осмысление очень актуальной в тифлопедагогике темы. Дальнейших творческих успехов!
Литвинова Татьяна Александровна
учитель-тифлопедагог
Развитие зрительного восприятия несомненно является одним из направлений коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.Об этом писали многие известные тифлопедагоги.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР