- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Азова Ольга Александровна, учитель-дефектолог
ГС(К)ОУ школа-интернат №4, г.Свободный
Развитие зрительного восприятия – одно из основных направлений в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
«В основе всех нарушений зрения лежит напряжение и перенапряжение психики. Идеальное зрение приобретается только расслаблением. Сделайте расслабление, ровное и радостное настроение стилем и нормой своей жизни, если хотите вернуть себе здоровое зрение» (У.Бэйтс).
Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике, личность ребенка признается как самая большая ценность, что дает возможность каждому школьнику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе образовательного процесса независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений.
Поскольку в этом возрасте зрение является основным каналом получения информации об окружающем мире, то от уровня зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти зависит качество усваиваемых детьми знаний. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и в процессе манипуляции предметами. С помощью зрительного анализатора ребенок воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов; определяет движение и направление движения предмета, ориентируется в пространстве.
Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия ( слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания.
Таким образом, зрительное восприятие – это психический процесс приема и передачи информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Для возникновения у человека зрительного образа – отражения предмета данный психический процесс претерпевает ряд последовательных преобразований: от обнаружения предмета (объекта) в поле восприятия и различения отдельных признаков до выделения в нем информативного содержания и формирования образа с закреплением в памяти характерных признаков. Такую богатую информацию человек получает с помощью различных функций зрения. К основным функциям относятся: острота зрения, глазодвигательные функции, цветоразличение, поле зрения, характер зрения. Снижение любой из вышеперечисленных функций приводит к нарушению восприятия как психического процесса.
Современными научными исследованиями доказано, что нарушение базовых зрительных функций приводит к снижению скорости и точности восприятия, что обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных элементов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Нечеткие, неточные представления об окружающем мире влекут за собой недостаточность сенсорного опыта. Объем и качество овладения детьми сенсорными эталонами являются одним из показателей особенностей зрительного восприятия, т.к. сенсорные эталоны определяются психологами как средства осуществления перцептивного процесса. В связи с этим детям со значительным снижением зрения требуется специально организованное зрительное перцептивное обучение, способствующее компенсаторному развитию восприятия.
Эффективность работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения во многом определяется знанием психологических основ управления процессом зрительного восприятия.Учитывание психологических основ зрительного восприятия дает возможность выделить несколько направлений коррекционной работы.
К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия. Это воздействие может осуществляться двумя путями:
- использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность названных педагогических мероприятий определяется системностью и непрерывностью данной работы;
- опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.
Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия. Путями реализации этого направления являются:
- развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий;
- развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учетом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения;
- развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия, развития его полноты и дифференцированности;
- формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;
- развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве.
Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха.
Таким образом, возникает необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия, где бы решались эти проблемы.
Занятия по развитию зрительного восприятия должны быть тесным образом связаны с лечебно-восстановительным процессом. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на занятиях необходимо использовать соответствующий дидактический материал, специальные игры, упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
Итак, внедряя в работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения разнообразные игровые упражнения, упражнения на активизацию зрительных функций, упражнения на зрительных тренажерах, использование упражнений из нетрадиционных методик, а так же при совместной работе медсестры-ортоптистки, других специалистов зрение у детей улучшается. А с улучшением зрения повышается и уровень развития зрительного восприятия.
Отзывы