Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.М. Рыжкова

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

 

Развитие зрительного восприятия у учащихся с нарушением зрения в процессе изучения предметов естественного цикла

Одной из ведущих проблем на пути совершенствования коррекционно-воспитательной работы в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей является проблема развития зрительного восприятия.

На основе зрительного восприятия протекают сложные мыслительные процессы, складывается учебная и трудовая деятельность учащихся, что и определяет его значение в структуре мотивации и познавательных процессов. В структуре зрительного восприятия выделяют этапы поиска и обнаружения объектов, различения его признаков, сличения со следами, хранящимися в памяти, и опознание. Нарушение зрительных функций при слабовидении замедляет процесс формирования образов, значительно снижает возможности опознавательной деятельности, а в ряде случаев ведет к искаженным представлениям  об окружающем мире. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на протекание других познавательных процессов и обусловливает отставание в развитии мышления слабовидящих школьников (М.И. Земцова, А. Г.Литвак).   Многие темы сложны для понимания учащимися с нарушениями зрения, так как не обеспечено достаточное  восприятие, представление и мышление чувственным опытом – ряд изучаемых объектов оказывается малодоступным для констатации с помощью осязания, ослабленного зрения и других органов чувств. Многие биологические и географические объекты, химические вещества должны быть восприняты не только с помощью осязания и ослабленного зрения, но и всей группы анализаторов.  С этой целью на уроках используются практические и лабораторные работы, игры, экскурсии. Для проведения работ важно учитывать офтальмологические рекомендации, в которых отражаются: диагноз  заболевания органа зрения, функциональные нарушения, их коррекция, режим зрительной, тактильной и физической нагрузки, оптимальное место в кабинете, увеличительные приборы.

На уроках биологии и географии очень важно использовать натуральные объекты – дождевой червь, моллюски, сухие грибы, яйцо и перо птицы, образцы полезных ископаемых, отпечатки, окаменелости и т.д.  Они необходимы для развития зрительного восприятия школьников при непосредственном общении с природой. Экскурсии в природу, занятия с использованием живых растительных объектов кроме глубокого познавательного значения и эстетического воспитания имеют и коррекционную направленность, содействуют  развитию остаточного зрения слабовидящих школьников, выработке знаний и навыков его рационального использования. Природные краски, тона, фон, световые параметры, окружающий воздух значительно расширяют возможности неполноценного зрения, снижают утомляемость детей, позволяют им переработать большой поток зрительной информации. Нарушение зрительных функций при слабовидении приводит к затруднениям в выделении информативных признаков, снижает возможности познавательной деятельности. Эти научные данные  следует учитывать при организации работы с картиной как одним из видов наглядности и средств эстетического воспитания учащихся. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

При изучении некоторых тем  используются репродукции картин. Так, при изучении темы «Строение кожи» урок начинается с показа репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница». Здесь учащиеся с помощью остаточного зрения обследуют картину, акцентируя внимание на коже – ее цвете, состоянии. Далее изучение переходит к практической работе – изучение свойств кожи. Учащиеся обследуют кожу рук, лица, пользуясь зеркалом. Здесь проводится работа  в паре – рассматривая кожу друг друга, учащиеся делятся мнениями о состоянии и свойствах кожи. При изучении рецепторов кожи используются предметы различного размера и веса. Здесь включаются моторные компоненты зрительного восприятия.

Там, где нет возможности использования натуральных объектов, на помощь учителю приходит обыкновенный пластилин. Дети с удовольствием занимаются лепкой на уроках. Например,  при изучении царства Бактерий форма бактериальной клетки обследуется  учащимися с помощью  остаточного зрения, а затем изготавливается из пластилина. На уроках  географии, на контур материка Австралия, вырезанный из картона, ребята наносят в виде небольших пластилиновых  жгутов горы, реки, Большой Барьерный риф и др. Так они лучше стали ориентироваться по карте. Здесь также включаются моторные компоненты зрительного восприятия, которые можно использовать как на уровне формирования ориентировочно-исследовательских, познавательных действий, чувственного образца объекта, так и на уровне образного мышления, которое при этом включается в процесс восприятия.

На помощь педагогу и учащимся пришел компьютер и интернет. Дети, освоив основы информатики, принимают активное участие  в формировании базы видеоматериалов. В работе представлен видеоматериал учащегося III вида 8 класса Чигарева Антона. Учащиеся с удовольствием выполняют задания по поиску той или иной информации о многообразии животного и растительного мира, физических явления и химических процессах. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы найти информацию, но эта информация должна быть отредактирована, а здесь на помощь приходят знания, полученные на уроках информатики. Дети самостоятельно готовят презентации. Так, при изучении лекарственных растений,  кроме натуральных объектов, на уроке использовалась презентация, приготовленная самими учащимися.  При подготовке презентаций уделяется внимание цвету фона слайда, шрифта, его размерам, способам анимации.  Недопустима многоцветность и пестрота. В зависимости от патологии, учащийся выбирает наиболее комфортный для него фон. Необходимо соблюдать офтальмологические рекомендации по времени зрительной нагрузки для каждого ученика. Зрительная гимнастика на уроке тоже имеет предметную направленность и проводится с использованием, например, фото и названий растений, которые распределены на доске в хаотичном порядке. Называя растение, учащиеся находят его. Либо задаются вопросы: «Какое растение в верхнем левом углу, правом нижнем углу, правом верхнем? Какого цвета венчик данного растения? Какова форма листьев?»   

Впервые в школе была проведена конференция, целью которой была пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.  Для детей это был новый вид работы. Учащиеся сами искали информацию по проблеме, которая была озвучена в начале года. Под руководством учителя-предметника был отобран  материал, создана презентация.  Школьники выступали в роли докладчиков по проблеме. Конференция подтолкнула учащихся к поиску интересной информации, к ее реализации на публике.

Таким образом,  проблема зрительного восприятия решается в комплексе и тесном единстве с коррекционной направленностью изучения предмета в специальной школе. При их системном использовании успешно формируется сенсомоторная культура, необходимый чувственный опыт. Это способствует адекватному познанию окружающего  мира и положительному  решению реабилитационных задач.

  

 

 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо за опыт,полезный для всех, реализующих тифлопедагогические требования!
Вокуева С.В.
учитель
Каждый урок в коррекционной школе должен быть корекционно направленным. Учитывая индивидуальные особенности ребенка на уроках, вы добиваетесь успеха. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Хорошо, когда есть компьютерное оснащение кабинета биологии, можно педагогу использовать разнообразие форм и методов, чередую с использованием ИКТ...
Ольга
учитель биологии и химии