Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.В.Заостровных

учитель-дефектолог 

ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Шадринская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»

"Рисование" на брайлевском приборе как средство совершенствования письма незрячих школьников

Проблема обучения чтению и письму по системе Брайля и в наши дни не теряет своей актуальности. Никакое образование невозможно без письменности. А человек, не умеющий читать и писать, считается неграмотным. Даже несмотря на создание современных тифлотехнических средств, несмотря на всеобщую компьютеризацию рельефно-точечный шрифт (далее – РТШ) Брайля остается основой грамотности слепых. Система Брайля позволяет не только читать журналы, художественную и научную литературу, но и выполнять математические вычисления, записывать нотные знаки, делать необходимые пометки в записных книжках и многое другое. Невозможно проводить социальную реабилитацию инвалидов по зрению без изучения и активного использования системы Брайля. В этой сфере жизнедеятельности человека РТШ во многом освобождает незрячего от необходимости обращаться за помощью к нормально видящим. Например, в домашних условиях позволяет самостоятельно пользоваться картотеками, ярлыками, вести записи в дневнике и т. д. Система Брайля является одним из основных звеньев элементарной реабилитации.

Чтение и письмо по Брайлю имеет свою специфику – своеобразие осязательного и тактильно-кинестетического восприятия и действия. Существуют некоторые проблемы при овладении обучающимися РТШ: слабо развиты у детей осязание и мелкая моторика; недостаточно сформирована ориентировка в малом пространстве (на столе, на листе бумаги, на приборе).

Для овладения кодом Брайля от обучающихся требуется более высокий уровень умственного развития, так как при последовательно синтетическом методе необходим не только анализ структуры каждого знака, но и объединение, синтезирование точек в единый целостный образ. Большое количество букв, сходных по конфигурации, а также принцип зеркального отражения серьезно осложняет процесс освоения  РТШ.

Формирование и автоматизация навыков письма осуществляется в процессе специальной тренировки. Для совершенствования техники письма используется «рисование» на брайлевском приборе. Данный вид работы проводится как часть коррекционного занятия по ориентировке в пространстве.

Вначале дети учатся составлять узор на горизонтальной полосе. В качестве элементов узора используются шеститочия, буквы, буквы в зеркальном отражении, знаки препинания. (Фото 1.)

Обучение идет от простого содержания к более сложному:

-однострочный, двустрочный, трехстрочный узор (при «рисовании» двустрочного, трехстрочного узора действует принцип зеркального отражения по горизонтали);

-фрагмент узора состоит из чередования 2 – 5 элементов;

-между фрагментами узора нет пропуска клеток, пропуск в одну клетку, пропуск в две клетки.

Затем незрячие учатся составлять узор на вертикальной полосе:

- в 1, 2, 3 столбца (при «рисовании» узора в 2 или 3 столбца действует принцип зеркального отражения по вертикали);

-фрагмент узора состоит из чередования 2 – 5 элементов. (Фото 2.)

При «рисовании» узора на вертикальной полосе нежелательно использовать пропуски клеток, т.к. узор будет выглядеть разорванным.

Обучение «рисованию» узоров на горизонтальной и вертикальной полосе идет поэтапно:

1 этап – по словесной инструкции;

2 этап – по образцу  на бумаге или «колодке шеститочия» нужно закончить или продлить узор; 3 этап – внести свои изменения в образец;

этап – придумать и выполнить свой узор заданной сложности.

После овладения способами составления полосных узоров дети учатся рисовать рамку. Очень важным является подбор узоров и выполнение узлов их соединения. Как и при проектировании вязаных изделий, где нужно учитывать количество петель узора, при выполнении узлов соединения рамки необходимо рассчитать количество клеток одного фрагмента.

Параллельно вышеперечисленным видам рисунка на приборе идет обучение слепых школьников «рисованию» различных предметов и объектов окружающей действительности (домик, избушка Бабы-Яги, флажок, бабочка, песик, жираф, слоник, змейка, рыбка и другие):

-простых предметов (геометрических фигур);

-состоящих из 2, 3 и более частей.   (Фото 3.)

Обучение рисованию предметов также идет поэтапно:

1 этап – по словесной инструкции (используются пространственные понятия);

2 этап –  «дорисовка»  деталей (лодочке – парус, бабочке – усики и т.д.);

3 этап – «дорисовка» второй половины изображения (рисунок должен быть симметричным), при этом важно умение детей «читать» грифелем в приборе;

4 этап – «дорисовка» предметов в сюжете (лодочка – волны, домик – дерево и т.д.);

5 этап – «рисование» по замыслу.

Самым сложным видом «рисования» для слепых детей является  картина в рамке. (Фото 4.) Последовательность выполнения имеет

2 варианта: а) вначале выполняется рисунок, затем рамка;

                   б) вначале выполняется рамка, затем рисунок.

Необходимо просчитать строки и столбцы, должно быть сформировано умение детей «читать» грифелем в приборе. Данное умение формируется постепенно с самого начала рисования на брайлевском приборе.

Для автоматизации письма на приборе используются приемы:

-одновременное проговаривания и написание букв и знаков препинания;

-последовательное написание и прочтение узора;

-использование образных сочетаний элементов  («о», «э» - «бабочка»; «э», «о» - «орешек» и т.д.)

В результате «рисования» на брайлевском приборе у детей отмечается: развитие произвольного внимания; развитие пространственного мышления и формирование пространственных понятий; развитие пространственного воображения, в том числе творческого воображения; формирование умений ставить цель и достигать ее, планировать работу, доводить начатое дело до конца (только тогда виден результат).

       Итог данной работы – совершенствование навыка письма по системе Брайля.

 

Литература:

1.Габова М.М. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет: Практическое пособие. - М. «АРКТИ», 2008.

2.Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля – основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира (материалы конференции). Под  ред. Абрамовой Л.П. - М., 2004.

3.Рогушин В.К., Потешина М.Б., Сорокина М.С. Учебно-методическое пособие для изучающих систему рельефно-точечного шрифта Л.Брайля. 1-2 части. - М.  «Логос ВОС», 2005.

 

 Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

    Фото 4.



Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Очень интересная работа. Даны практические рекомендации. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Спасибо за интересный материал. Вы проводите очень интересную и важную работу. Творческий подход, вносите свою "изюминку" в тифлографику.
Бессонова Т. П.
Завуч по УВР (нач. шк.)