Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юткина Онега Альбертовна, учитель

ОГСКОУ «Школа-интернат №8» г.Иркутск

Рисуночная деятельность учащихся на занятиях по охране и развитию зрения

Эффективная организация занятий по развитию зрительного восприятия, развитию и охране зрения требует от учителя использования педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие учащихся.

Для преодоления вербализма знаний учащихся, имеющих нарушения зрения, необходимо постоянно осуществлять контроль над тем, насколько точно, полно и правильно формируются зрительные образы, представления и понятия об объектах. Это не всегда возможно проверить при словесном ответе ученика. Анализ рисуночной деятельности учащихся демонстрирует педагогу точность зрительных образов и способствует более полному контролю над формированием понятий о флоре и фауне.

Исследованиями ведущих тифлопсихологов и тифлопедагогов (Литвак А.Г., Григорьева Л.П.,..) установлено, что нарушение зрения негативно влияет на процесс зрительного восприятия и, соответственно, на формирование правильных представлений и понятий о биологических объектах. Причём, характер протекания данного процесса зависит как от остроты зрения и состояния всех функций зрительной системы, от эргономических условий проведения занятий, так и от умения правильно использовать свои зрительные возможности, от особенностей психофизического развития и широты кругозора.

Объекты живой природы являются наиболее трудными для восприятия их учащимися с нарушенным зрением, так ка в них преобладают нечёткий контур, округлые формы, недостаточная контрастность и множество мелких деталей. На особые трудности при восприятии объектов живой природы и их изображений обращает внимание Б.К. Тупоногов и некоторые другие тифлопедагоги.И.М. Романова указывает на наиболее замедленное и наименее точное формирование образов при восприятии изображений, имеющих множество мелких деталей в поле основных линий контура и за его пределами, а так же перспективных, трёхмерных изображений, изображений округлой формы. (Романова И.М., 1980)

Наибольшие трудности при изучении данных объектов возникают у частично видящих учащихся. Однако и для данной категории детей возможно и необходимо создать условия, включающие глубоко нарушенное зрение в процесс изучения объектов живой природы. В противном случае, будет искажено развитие образных форм познания учащихся с остаточным зрением.  (Григорьева Л.П., 1990)

Рисунки, выполненные после изучения природного объекта, способны наглядно продемонстрировать качество представлений, сформированных у детей, выявить ошибки и помогает наметить дальнейшие задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и развитию зрения.

Целенаправленно используя рисуночную деятельность учащихся при изучении объектов флоры и фауны, необходимо активизировать все возможности их зрения, осязания, слуха, а при возможности использовать и другие анализаторы.

Важное место в процессе формирования зрительных образов занимает восприятие цвета биологических объектов. Обучение учащихся правильному использованию цвета в рисуночной деятельности не только развивает зрение, но и способствует снятию зрительного напряжения за счёт эмоциональной составляющей данного вида деятельности. Нарушения цветовосприятия часто встречаютсяу слабовидящих и частично видящих, а особенно у второй категории детей (80%). (Серпокрыл Н.В., 1959) Несмотря на это у большинства учащихся с глубокими поражениями зрительной системы присутствует сохранное в различной степени цветовосприятие. (Каплан А.И., 1962) Использование цвета в рисуночной деятельности развивает цветоощущение, формирует цветное видение мира. Разноцветные детали биологических объектов более информативны, чем одноцветные, следовательно, лучше дифференцируются. Использование учащимися контрастных цветов способствует более чёткому выделению контура деталей объектов. Воспроизведение формы, цвета, пропорций, уточнение внешнего и внутреннего контура в процессе рисуночной деятельности, включающей в себя барельефные изображения, рельефный рисунок и аппликационную лепку, использование различных видов трафаретов позволяют выявить неточности представлений о биологических объектах.

Проведённый мной анализ рисунков биологических объектов, выполненных слабовидящими учащимися до начала занятий по обучению обследования и рисования объектов флоры и фауны, выявил, что:

  • Биологические объекты изображаются неточно или искажённо
  • Рисунки логически не завершены, обрываются во многих местах
  • Значительно искажается внешний и внутренний контур

 

Частично видящие учащиеся затруднялись в изображении даже наиболее простых по строению биологических объектов. Данную группу учащихся я обучаю воспроизводить представителей флоры и фауны, используя приёмы конструирования, барельефной и рельефной лепки. При выполнении заданий используются цветные детали, разноцветный пластилин и краски, которые лежат в определённом порядке (дети запоминают данный порядок их расположения). Такой приём способствует запоминанию цвета натуральных объектов, что так же способствует снижению вербализма и развивает цветовосприятие.

Таким образом, анализ рисуночной деятельности учащихся даёт педагогу для контроля над формированием представлений и понятий уточняющую информацию и наглядно демонстрирует качество знаний. (Приложение)

Я считаю, что использование рисуночной деятельности в качестве контроля над процессом формирования представлений и понятий о биологических объектах на занятиях по развитию зрительного восприятия, развитию и охране зрения имеет следующие положительные моменты:

    Все виды рисуночной деятельности требуют от учащихся активизации внимания, памяти, воображения, творчества, развивают его познавательную деятельность

    Расширяется разнообразие видов деятельности, что повышает интерес учащихся к занятиям

    Занимаясь рисованием и другими видами рисуночной деятельности, дети обучаются навыкам определения главных, второстепенных признаков и деталей биологических объектов, что способствует формированию процессов анализа и синтеза, развивает логическое мышление

    Рисование и предшествующая ему  работа с натуральными объектами, моделями, макетами и другими видами наглядных пособий, способствует развитию зрения,  осязания и мелкой моторики, скоординированной работы глаз и рук

    Рисуночная деятельность (как практическая работа) развивает кругозор и способствует преодолению вербализма

  Приложение

(Примеры результатов рисуночной деятельности учащихся)

Анализ ошибок позволяет наметить дальнейшие задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия.

 

 

  

 

 

 

Литература:

- Григорьева Л.П. Психофизические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих учащихся.- М., 1983

- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.- М., 1990

- Каплан А.И. Изучение динамики остаточного зрения у учащихся школы-интерната для слепых детей.- М.,1962

- Литвак А.Г. Тифлопсихология.- М., 1985

-Романова И.М. Особенности формирования образа при зрительном восприятии изображений предметов слабовидящими детьми// Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. Сб. науч. тр.- М., 1980

- Серпокрыл Н.В. К вопросу о состоянии светоразличительной способности учеников школ слепых и слабовидящих.- М., 1959

- Тупоногов Б.К. Дети со зрительными нарушениями: общение с природой// Проблемы этического и эстетического воспитания детей с нарушением зрения: сб.- М., 2004


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Готовясь к коррекционным занятиям по развитию зрительного восприятия, бывает очень трудно подобрать контрольные задания так, чтобы их выполнение было непродолжительно по времени, и они могли адекватно отразить сформированность умений и навыков по определенным критериям. Предложенная в вашей статье форма работы может стать удачным инструментом контрольно-оценочной деятельности тифлопедагога.
Р.И. Шахматова
учитель-тифлопедагог
Действительно, вербализм знаний обучающихся представляет собой постоянную проблему. И Ваш опыт работы помогает с этой проблемой справляться.Ценна демонстрация приемов работы. Спасибо! Возьму на вооружение!
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Спасибо Юткиной Онеге Альбертовне, учителю ОГСКОУ «Школы-интерната №8» г.Иркутска, за интересную научную статью и практические идеи, полезные учителям начальной школы на уроках ознакомления с окружающим миром, учителям биологии и учителям спец. дисциплин, да и воспитателям. Творческих успехов!
Литвинова Татьяна Александровна
учитель-тифлопедагог
Спасибо. Очень интересная работа.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР