Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переверзева Марина Викторовна, учитель

ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»

Роль процесса формирования навыков самообслуживания на первоначальном этапе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями.

Важнейшей целью педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество, в процессе которых они имеют условия для развития и реализации своих потенциальных возможностей в основных сферах жизнедеятельности, выполняют доступные социальные роли, реализуя свои человеческие права и обязанности. Первый этап социализации детей, имеющих тяжелые множественные нарушения, заключается в формировании представлений о себе, умения себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире, умения общаться и взаимодействовать с другими людьми.

В жизни любого ребенка существует деятельность, в рамках которой можно комплексно решать все эти задачи. Это процесс формирования навыков самообслуживания. Навыки самообслуживания –  одни из первых, которым  учится ребенок в раннем детстве. Обычно это спонтанный процесс, но у наших воспитанников такого не происходит в силу  незрелости структур мозга, сенсорных и двигательных нарушений, и, часто,  гиперопеки со стороны взрослых.   Навыки самообслуживания не присущи человеку с рождения, а значит, являются предметом обучения. Они  универсальны,    мотивированы,  и,  главное, регулярны  и  предсказуемы.  Это важно, так как  ритмическое повторение соответствующей уровню развития ребенка деятельности предотвращает стресс, а значит и снижает вероятность проявления проблемного поведения. Значимо и то, что при выполнении деятельности по самообслуживанию,  тело ребенка является непосредственным участником всего процесса.

 

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями сопряжено с рядом трудностей. Чаще всего, таким детям требуется постоянная интенсивная поддержка во всех видах деятельности.  Неразвитость психических функций, часто невозможность перенять чужой опыт, отсутствие переноса приобретенного навыка из одной ситуации в другую, отсутствие мотивации к деятельности вследствие гиперопеки со стороны взрослых, негативное влияние двигательных нарушений резко замедляют процесс усвоения любого вида умений. Большинство из этих детей  до поступления в детский дом получают только медико-социальную помощь, а эпизодически оказываемая им психолого-педагогическая помощь не  позволяет устранить выраженные расстройства психомоторного развития и сформировать навыки жизненной компетенции. Это укрепляет устойчивое общественное мнение о низком потенциале развития данной категории детей, ограниченных пределах их обучаемости и социальной активности.

От результатов начального периода  обучения напрямую зависят дальнейшие успехи ребенка, имеющего тяжелые множественные нарушения.  Именно в этот период следует рассматривать формирование навыков самообслуживания как приоритетное направление обучения, как фундамент для формирования предпосылок учебной деятельности, причем скорость овладения этими навыками, по нашим исследованиям,  позволяет оценить  степень обучаемости   и  степень сохранности потенциальных возможностей  развития каждого ребенка с тяжелыми множественными нарушениями.

Еще один важный аспект, на который  необходимо  обратить внимание. В первые месяцы существования большинства наших воспитанников, как правило, основное внимание уделяется только сохранению их жизни. Длительное время, проведенное в больнице,  множество медицинских процедур, тяжелая психологическая травма родителей и их неготовность к такой ситуации  накладывают  отпечаток на весь ход их дальнейшего развития и, прежде всего, на формирование  навыков общения. Пытаясь сообщить окружающим о своем состоянии, такой ребенок использует все доступные ему средства: крик, плач, а иногда и более опасные проявления, такие как агрессия и самоагрессия. Это поведение привлекает внимание и, как правило, вызывает немедленную реакцию окружающих, тем самым закрепляясь в сознании ребенка как сигнал к прекращению некомфортной для него деятельности, изменению, исправлению некомфортной для него ситуации,  снятию напряжения. Такая модель коммуникации становится проблемой не только для окружающих, но и, прежде всего,  для самого ребенка, так как резкая ограниченность его социального опыта, низкий уровень психомоторного развития, неумение предвидеть предстоящие события превращают достаточно большое количество ситуаций повседневной жизни в   неожидаемые, т.е. некомфортные.

Проблемное поведение, как одна из форм коммуникации, зарождается на самых первых уровнях построения общения – уровнях целостного тонического подстраивания и  взаимоконтактного общения – как результат искаженного развития.[1]  Коррекция нарушений данных уровней позволяет предотвратить подобные негативные коммуникативные проявления. Она  заключается  в развитии  вестибулярного восприятия,  использовании тактильной  коммуникации  на очень близком расстоянии с опорой на глубокую чувствительность (тоническое соподстраивание), использование совместных движений и передвижений, повторяемость действий  для возникновения привыкания. Следовательно,  ежедневное выполнение деятельности по самообслуживанию также позволяет решать все эти задачи, т.к. на первоначальном этапе большая  часть работы по формированию этих умений ведется в совместной деятельности.

Совместная деятельность, как ведущий прием обучения слепоглухого ребенка,  с успехом используется нами в начальном периоде для работы с любым нашим воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения. При совместной деятельности обеспечивается близкий тактильный контакт. Ребенок своим телом ощущает движения тела и мышц педагога и учится считывать эту информацию, учится тоническому  подстраиванию. У ребенка развивается глубокая чувствительность.  Совместные движения и передвижения насыщают ребенка телесными ощущениями. Он учится чувствовать собственное тело, учится им владеть, учится совершать целенаправленные движения. Регулярные, повторяемые действия становятся для ребенка привычными и перестают его пугать. Таким образом происходит естественная коррекция первоначальных уровней построения общения.

 В результате всех этих мероприятий  ребенок начинает ощущать собственное тело, осознавать себя в окружающем мире. Начинает формироваться общение, которое обслуживает все виды человеческой деятельности.  Жизнь ребенка наполняется смыслом. Все это  позволяет нашим ученикам  стать более успешными на последующих этапах обучения.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. – М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. – 288 c.


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Согласна, совместная деятельность- ведущий прием обучения слепоглухого ребенка. Важно на первом этапе уделить внимание созданию доверительных отношений между ребенком и педагогом.
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Тема очень актуальна. Количество детей с множественными нарушениями увеличивается. Очень важна работа с родителями по этой проблеме.
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР