Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецова А.Г., воспитатель

ОГСКОУ «Школа-интернат №8»

г.Иркутск

Сказка как средство воспитания и развития детей на разных этапах школьного возраста

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

     Окутал город нежным сном,

    Вновь наступило царство Сказки…

Сказка всегда имела большое значение в развитии ребенка.

В начальной школе она  является источником творчества детей и удовлетворяет их естественные психологические потребности. В подростковом возрасте помогает выйти из своих тупиков и подойти к осмыслению жизни.

Сказка имеет множество функций, которые влияют на развитие личности ребенка – таких как социальная, креативная, художественно-эстетическая, мировоззренческая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная.         Приступая к работе с детьми первого класса, выяснилось, что        большинство учащихся знают очень малое количество сказок.       Объяснить это можно было несколькими причинами. 

  • Возможно тем, что  в дошкольных учреждениях сказки подавались недостаточно разнообразно.
  • Многие дети до прихода в школу вообще не посещали детских учреждений.
  • С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

В связи с этим и возникла мысль посвятить работе со сказкой отдельный раздел в планировании, который так и  назывался «Воспитание сказкой».

Работа  в этом направлении была начата с чтения сказок, с  изготовления поделок  и  рисунков к ним.  Коллективно была выполнена объемная аппликация – панно к сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» из ракушек, манной крупы и бумаги.  Макет из пластилина и картона  сценки к сказке «Колобок».  Затем дети учились с помощью жестов и мимики показывать эпизоды текстов. А уж  потом  предлагалось их простейшее инсценирование. Своими руками  с обучающимися  изготовили костюмы и декорации все к той же сказке «Колобок» и выступили с ней на заключительном родительском собрании в конце года. Это был первый опыт театрализованного представления. В итоге  такие постановки сказок стали традицией. Затем (в третьем классе) на общешкольном празднике сказок показали инсценировку  русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». А через год, на празднике, посвященном дню рождения Г. Х. Андерсена, выступили с инсценировкой сказки «Принцесса на горошине» и даже  были удостоены первого места. Благодаря такой работе со сказками  дети учились не только воспринимать прочитанное, но и выступать перед большой аудиторией, ориентироваться  в пространстве,  обучались жестам, мимики, что  немаловажно в работе с незрячими и слабовидящими школьниками.

Далее, был разработан цикл занятий, куда вошли сказки нардов мира и литературные произведения  Л. Толстого, А. Пушкина, К. Ушинского, А. И. Крылого и других авторов. Каждая сказка укладывалась в специальную универсальную схему:

  1. Название сказки
  2. Нравственный урок.
  3. Воспитание добрых чувств.
  4. Речевая зарядка.
  5. Развитие мышления и воображения.
  6. Сказка и математика
  7. Сказка и экология
  8. Сказка развивает руки.

Эта схема позволила сказочный материал подавать нетрадиционно. А именно, не только научить детей по-своему воспринимать содержание, но и творчески изменять ход повествования, придумывать различные концовки, дополнять непредвиденными ситуациями. Нравственный урок раскрывать с помощью поговорки. Отношение к добру и злу показывать через отношение автора к тому или иному герою. Через этимологию (происхождение) слова дойти до понимания многих слов. С помощью  фантазии развивать мышление и воображение. Упражнять в умении работать с числами, придумывая задачки к сказке. Осознанное понимание явлений окружающей природы, формировать через экологическую культуру.  О том, что сказка развивает руки, можно не комментировать. Неслучайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками.

Подростковый возраст – самый противоречивый из всех детских возрастов. Поэтому и тут  нас выручила сказка, а именно сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов.  «Сказкотерапия» планировалась как отдельное занятие. Задача, которая стояла  перед сказкотерапией, была не столько   объяснительная, сколько помогающая. На занятиях рисовали, играли, фантазировали, выполняли мимические упражнения, а так же упражнения на жестикуляцию, изображали персонажи, разбирали ситуации и поведение героев. Для сказочного героя легче придумать выход из положения,  потому  что в сказке можно все. А выход оказывается можно использовать и для себя.  Ведь в сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять, не так обидно, не так больно. К тому же всем известно, что сказки хорошо кончаются.

Для чего можно использовать сказки в работе с младшими школьниками и подростками?

  • Для диагностики проблемы.
  • Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика.

Конечно, такие занятия  не только помогали подросткам, опираясь на опыт  других «героев» делать выбор по какому пути пойти, но и восстановить  эмоциональное равновесие,  устранить нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию. Эти занятия способствовали  интеллектуальному и творческому развитию, у обучающихся появилось  желание творить, играть, мечтать, развиваться духовно. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан и с укреплением психического здоровья детей. Дети подросли, многие проблемы ушли, наверное, благодаря сказкам. Теперь это обучающиеся старших классов. Но сказки до сих пор  с нами. «Прочитать – великое дело, втолковать второе, но воссоздать – это уже особая статья». Вот и воссоздаем сказки в своей группе для всей школы. Два года назад  вместе с учениками написали сценарий новогодней сказки и поставили ее на школьной сцене. В этом году  сделали постановку  по сказке Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». На следующий год планируем постановку сказки «Снежная королева».

Сказки любят все.   Поэтому на этом добром пути нам и помогают  старые и новые сказки.

 

Вечера на хуторе близ Диканьки

группа 9,11,12 классов

 

           

 


Петушок и бобовое зернышко. 3 класс

         

 

 

Принцесса на горошине. 4 класс


 


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Спасибо, за то, что поделились своим опытом! В своей практике я тоже использую работу со сказкой. Сказкотерапия помогает обогатить чувственный опыт детей, через создание живых образов действий людей.
Мавлаутдинова Н.Р.
педагог - психолог
Вы большие молодцы, абсолютно с вами согласна, что дети приходящие в 1 класс знают очень мало сказок. А развитие мимики, пантомимики через инсценирование сказок это конечно очень важный, необходимый и интересный процесс в развитии детей. Вы, молодцы, успехов!
Баева Татьяна Геннадьевна
учитель
Хочется сказать, так держать!По собственному опыту знаю,какое это интересное дело,но в то же время требующее большой отдачи.Сил Вам!
Макарец Елена Викторовна
воспитатель
Сказка - хорошее средство развития и воспитания. Но, чтобы ставить спектакли, нужно много энергии, энтузиазма и сил. Спасибо!
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Замечательное универсальное средство воспитания и развития.В талантливых руках педагога оно превращается в методическую систему.
Шалган Нина Петровна
директор
Спасибо Кузнецовой А.Г., воспитателю ОГСКОУ «Школы-интерната №8» г. Иркутска за высокий профессионализм и творческий характер представленного педагогического опыта! Желаю здоровья и успехов в работе!
ТАТЬЯНА
УЧИТЕЛЬ
Давно работаю со взрослыми незрячими, но даже не подозревала, какой огромный потенциал может нести в себе сказка в воспитании незрячих детей. Желаю Вам успехов в Вашей нужной, благородной работе...
Жанна
преподаватель спецдисциплин