Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорева Наталья Васильевна, учитель начальных классов

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа III - IV вида»

Создание речевой среды в образовательном пространстве младшего школьника с нарушение зрения

В настоящее время в образовании все большую важность приобретает деятельность по организации единого образовательного пространства, которая распространяется на сферу специального образования и коррекцию речевых недостатков.

Цель формирования образовательного пространства - передача социального опыта, а путь - переход от естественной среды к образовательной среде, а от нее - к образовательному пространству через технологизацию образовательного процесса. Процесс создания образовательного пространства направлен на развитие речевых способностей детей, которое происходит в ходе осуществления различных видов деятельности в специально организованном речевом пространстве. Организация взаимодействия участников  образовательного процесса строится по направлениям: учитель-дети, логопед-учитель, учитель-воспитатели, учитель-родители и происходит на основе партнерских отношений. При этом учитель является их инициатором, направляющим процесс развития речевых способностей детей, обеспечивающим единство требований со стороны всех субъектов педагогического процесса. Обеспечивая такую преемственность, учитель проводит активную консультативно-просветительскую работу с педагогами и родителями.

У детей со зрительным дефектом особенно обширно представлены нарушения, становящиеся причиной сокращения двигательной активности и раннего расстройства информативных связей с окружающим миром. На развитие психических процессов, в том числе и речи, огромное влия­ние оказывает качество речевого общения, микросоциальная среда. Наличие врожденного или рано приобретенного зрительного дефекта выделяется в качестве усугубляющего, влияние которого может усиливаться или ослабевать в зависимости от наличия других патологических факторов, условий рече­вого общения и индивидуальных особенностей детей.

Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). Совершен­ствование речи стимулирует высокое личностное развитие слепого и слабовидящего ребенка на самых ранних этапах его воспитания.

Речевое развитие должно носить системный, комплексный характер, учитывая системность личности ребенка и окружающего его пространства.  Деятельность по созданию такого пространства включает в себя: построение предметно-развивающей среды, организацию взаимодействия субъектов коррекционного процесса, а также реализацию содержания образования при помощи таких методов и средств, которые способствовали бы достижению максимальных результатов в развитии речевых способностей детей.

Предметная среда в учебной деятельности для детей с нарушениями зрения должна соответствовать определенным требованиям, главное из которых –  коррекционно-развивающий характер. Это требование может быть выполнено, если при создании предметно-развивающей среды  на уроках будет предусмотрено разнообразие видов учебной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Среда должна предоставлять возможность для выполнения различных видов деятельности в сочетании с проявлением речевых способностей детей. Она должна быть рациональной, логичной, удобной, безопасной, эстетичной и красочной. Ее элементы должны быть многофункциональны, вариативны и проблемно насыщены. При взаимодействии со средой в различных видах учебной деятельности ребенок должен получать целостное представление об окружающем и иметь возможность проявлять свои речевые способности, одновременно совершенствуя их.

Для выполнения требований, предъявляемых к предметно-развивающей среде в учебном процессе, необходимо наличие разнообразного наглядного материала и текстовых заданий. Это способствует формированию системы знаний, умений и навыков у детей, которая будет осмысливаться через развитие и проявление речевых способностей. Кроме того, подобным дидактическим материалом насыщается учебное пространство, организуется познавательная деятельность  (игрушки, муляжи, книги, картинки, раскраски, дидактические игры  для развития мелкой моторики, словесные игры, и т.д.)

Для этого нужно иметь:

а) картотеки, дидактические игры, разработанные системы заданий по всем разделам развития речи (например: картотека упражнений для развития фонематического слуха; картотека картинного материала, систематизированного по лексическим темам, фонетическому признаку и т.п.), применяемых на занятиях и в вечернее время;

б) информацию для размещения в родительском уголке;

в) разработанную систему консультаций для педагогов, воспитателей и родителей по различным направлениям развития речи;

г) разработанную систему заданий для закрепления полученных знаний и умений.

Для формирования речевого пространства необходимо использовать не только задания на воспроизводство учебного материала, но и задания творческого характера, в которых, с одной стороны, коррекционно-развивающий  речевой материал закрепляется, а с другой стороны, происходит одновременное развитие психических процессов (например: «Чего не стало?», «Кто спрятался на картинке?», «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия» и т.п.). Такие задания требуют проявления речевой активности и способствуют совершенствованию речевых способностей, поскольку затрагивают эмоции детей и предполагают оречевление мыслей.

Игры для развития общих речевых навыков включаются в учебный процесс как средство для смены вида деятельности, релаксации, отдыха детей с целью сохранения и укрепления здоровья. На всех уроках организационный момент осуществляется в виде словесных игр, выполнения словесных инструкций или игровых упражнений на развитие внимания, памяти и т.д., а также подведение итогов в виде задания, систематизирующего полученные знания и умения. Все упражнения, включаемые в учебную деятельность, выполняются всеми детьми по очереди, что обеспечивает возможность усвоения учебного материала каждым ребенком.

Подобная технология создания речевого пространства в младших классах зарекомендовала себя как эффективная. Организация такого пространства способствует развитию речевых способностей детей с нарушениями зрения. Предметная и речевая база, создаваемая учителем и учителем-логопедом используется и совершенствуется в учебной деятельности. Работа строится на основе совместного планирования с использова­нием дублирования игровой и речевой картотеки (игры и речевой материал для закрепления навыков правильного звукопроизношения, развития словаря и связной речи).

В целом можно говорить о том, что происходит логопедизация педагогического процесса. В начальных классах она осуществляется в совместной работе учителя, учителя-логопеда и воспитателя на всех этапах обучения грамоте и развития речи. Выделяются про­граммные разделы работы, в процессе реализации которых учи­тель дифференцированно осуществляет закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

Такая работа комплексная, коррекционная и методическая требует от учителей начальных классов не только высокой квалификации,  но и специальных знаний о ребенке с глубокими дефектами зрения, об особенностях его развития, способах восприятия и организации различных видов деятельности, а также знания программы обучения в специальной школе.

 Образовательный процесс строится с учетом общепринятых методик, но с опорой на остаточное зрение или специфические способы восприятия (у слепых детей).

        Работа с данной категорией детей - специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя. В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к обучению в условиях средней специальной школы.

Взаимодействие между субъектами педагогического процесса  должно быть организовано таким образом, чтобы предоставить возможность для интеграции их усилий в коррекционной работе.

 

                                  

    Упражнение                       Раскраска на развитие внимания!

"Найди спрятанные слова"             найди 7 отличий 

                          


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
В статье изложен интересный и нужный материал. Спасибо.
Бессонова Т. П.
Завуч по УВР (нач. шк.)
Спасибо! Данная работа очень важна и выполнять ее нужно в системе и всем вместе.
Толмачева И.Н.
заместитель директора по УВР
Интересна мысль о необходимости логопедизации педагогического процесса. Проблемы развития речи наших детей таковы, что тут действовать нужно, действительно, всем миром. Спасибо за работу. С уважением, Туленкова З.Р.
Туленкова З.Р.
уч-ль рус. языка и литературы