Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овсянникова Татьяна Николаевна, учитель СБО,

КГБС(К)ОУ Бийская СКОШИ»

Возможности и проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения

        Конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями - полное интегрирование в общество. Наши воспитанники после окончания специального коррекционного учреждения становятся гражданами страны, способными при определённых условиях обрести самостоятельность, адаптироваться в среде нормально видящих людей, стать конкурентно способными и материально независимыми, обрести семейное счастье.

    Ограничение возможностей, связанных со здоровьем накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Более того, само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности в зависимости от имеющихся дефектов. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его жизни. Имеется множество примеров, когда инвалид, имеющий высокую интеллектуальную подготовку, испытывает настолько большие трудности в организации своего быта. Что от этого страдает его профессиональная деятельность и личная жизнь.

    Обучение самостоятельности в быту и социальной среде является одним из приоритетных направлений абилитационной работы, которая реализуется преимущественно на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке.

   Цель социально-бытовой ориентировки – сформировать у учащихся с глубоким нарушением зрения умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях, мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий.

Задачи – восполнить пробел дошкольного, домашнего воспитания детей.

    Большинство детей поступают к нам после пребывания в состоянии бездеятельного существования в семье, где они либо баловни, либо отверженные. Ребёнка отстраняют не только от посильного труда, но и от самообслуживания. Детей учим кушать, одеваться, умываться, пользоваться туалетом. Неразвитая мышечная система, слабые, непривычные к трудовым действиям руки, создают огромные трудности в приобретении детьми элементарных умений и навыков.

    Совершенно очевидно, что не каждый выпускник поступит и закончит высшее учебное заведение. Не каждый сможет решить через несколько лет задачу по химии или физике, не каждый свободно разговаривать на иностранном языке, но каждый выпускник уже является сыном или дочерью, будет отцом или матерью, будет членом какого-то коллектива, будет гражданином своего государства.

   Социальная ориентировка подразумевает выполнение различных ролей, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. В стенах интерната воспитанники приобретают свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются их взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения.

    Уроки по теме «Учреждения, организации» предусматривают знакомство с социальными объектами: больница, аптека, сбербанк, почта, центр социальной помощи, предприятия бытового обслуживания. У учащихся формируем представление о назначении данных учреждений, о правилах поведения и общения в них. Усвоение знаний происходит через разыгрывание различных ситуаций на уроках и на экскурсиях. Сюжетно-ролевая игра ценна как средство усвоения социального опыта через тот или иной вид деятельности.

   Культура поведения это неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Оттого, насколько у человека сформированы навыки культурного поведения, во многом зависит и успешность  их в социально-бытовой ориентировке и адаптации. Воспитанники учатся общаться друг с другом, со взрослыми, овладевают правилами поведения в общественных местах: музей, театр, кино, знакомятся с правилами этикета.

  Раздел «Транспорт» посвящён изучению использования железнодорожного, автомобильного, авиатранспорта. Правилами приобретения билетов, получение информации об условиях проезда и страхования, о службах вокзалов об ориентировке в салонах транспортных средств.

   Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта, самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на уроках социально-бытовой ориентировки является практическая деятельность. Затруднённость, а при слепоте невозможность подражания, требует многократного повторения вместе с обучающимся различных операций «рука в руку»- этот способ имеет название «способ сопряжённых действий». Учитель, находясь за спиной незрячего, берёт его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все они комментируются, т.е. проговариваются. Конечно, речевое объяснение часто требует больше времени, чем само действие. Однако не следует им пренебрегать, т.к. при нарушенном зрении слова позволяют восполнить отсутствие или недостатки зрительного восприятия. Многие предметы и орудия труда, используемые на занятии, могут быть учащимся не знакомы. Поэтому первым условием формирования навыка является знакомство с объектами труда, а уже потом овладение техническими приёмами работы с ними. Этот и многие другие специальные приёмы, и способы в значительной мере обеспечат самостоятельность незрячего человека.

    Для того, чтобы человек с дефектом зрения мог самостоятельно и достаточно легко справляется со всеми действиями, связанными с питанием ему необходимо овладеть целым набором специальных знаний и умений.

1. Добиваемся от воспитанников хорошего предварительного осязания при нарезке рыбы, овощей, сыра, колбасы, хлеба.

2.Отрабатываем положение пальцев и рук удобное и безопасное при выполнение работ.

 3.Существует несколько способов определения готовности пищи. А самым безопасным, надёжным и доступным для людей с нарушением зрения является способ- фиксирование времени.

Невозможно представить жизнь современного человека без бытовой техники, и поэтому её освоению уделяем большое внимание. Соблюдение правил безопасности при выполнении практического действия является одним из важнейших показателей сформированности соответствующего навыка.

   В разделе «Семья и семейные отношения» формируем правильные представления о семейной жизни, обязанностях членов семьи. Знакомим с семейным законодательным правом : льготы молодым семьям, брачный контракт. Нет равнодушных школьников при изучении темы «Уход за грудным ребёнком». Воспитанники упражняюся в одевании, пеленании куклы, кормлении и купании. Эти уроки позволяют увереннее чувствовать себя в будущей семейной жизни.

   Работа по интеграции и социализации детей с нарушением зрения продолжается во внеурочной деятельности по программе БГТЖ (Будь готов к труду и жизни), разработанная педагогами нашей школы. Программа рецензирована кафедрой педагогики Бийского университета и Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования. Выполнение программы обязательно для всех учащихся в конце учебного года каждый воспитанник сдаёт зачёт, который проходит в различных формах, но с обязательным практикумом. Зачёт традиционный. Дети стараются показать свою бытовую и социальную самостоятельность.

    Вся эта кропотливая работа направлена на то, чтобы ребёнок, выйдя в самостоятельную жизнь, мог полностью себя обслужить и не ждал помощи со стороны, реализовал себя в профессиональном плане.

Литература

1. Волкова И.П. Учёт индивидуально-типологических особенностей лиц с нарушением зрения в условиях коррекционно-реабилитационного процесса. М. Флинта. Наука, 2004.

2.Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих СПб.: КАРО, 2004. 

3. Коновалова М.Д. Структура социальной компетентности у лиц с нарушением зрением. Специфика профессиональной ориентации детей и молодёжи с нарушением зрения: сборник статей. М. Флинта: Наука, 2006  

4. Интернет - ресурсы


Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Понравилась статья и тот опыт, который реализуется в школе. Только гражданином воспитанник школы становится по праву рождения, а не по факту окончания школы.
Алексей Любимов
н.с. лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения
Тема актуальна.Содержание социально-бытовой ориентировки обучающихся - также. Интересно познакомиться с программой "Будь готов к труду и жизни", особенно с конспектами занятий в форме сюжетно-ролевой игры.
Заостровных Г.В.
учитель-дефектолог
Дети с глубоким нарушением зрения нуждаются в постоянной работе по СБО,которую мы постоянно проводим. Хочется узнать о вашей программе БГТЖ Осипова Светлана Владимировна
Осипова С. В.
учитель
Работа по формированию навыков у учащихся с глубоким нарушением зрения социально-бытовой ориентировки очень важна. В нашей школе мы тоже уделяем большое внимание данной проблеме. Хотелось бы узнать и о Вашей программе "Будь готов к труду и жизни".
Толмачева Ирина Николаевна
заместитель директора по УВР
Тема, раскрываемая в работе Овсянниковой Татьяной Николаевной, учителем СБО, КГБС(К)ОУ Бийская СКОШИ» несомненно является актуальной. Решение освещенных вопросов является основой для полноценной, активной и независимой жизни выпускников школ для детей с нарушением зрения в современном обществе.
Замятина Анастасия Владимировна
учитель социально-бытовой и пространственной ориентировки