Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?



  • 2024 год - Год семьи
  • Оперативная информация
  • О защите персональных данных
  • Юбилей школы - 75 лет
  • Служба консультирования
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
  • Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Реализация ФГОС
  • food
  • Родителям
  • Комплексная безопасность
  • История школы
  • Достижения
  • ЕГЭ и ОГЭ
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Дополнительное образование
  • План работы
  • Проекты
  • Мы и СМИ
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Психологическая помощь
  • Конференция
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
  • Отзывы о работе школы
  • Профориентация
  • Аттестация педагогических работникоов
  • Противодействие коррупции
  • Профилактика терроризма
  • Здоровьесберегающая деятельность
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ВСОКО
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Сотрудничество
  • ФГИС Моя школа
  • Школьный спортивный клуб

Окт 6, 2024

 

 

Уважаемые родители
(законные представители)!

Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат

имени С.А.Мартиросяна готова ответить

на Ваши вопросы и обращения.

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

на электронную почту info@mart-school.ru

Для очного приема необходима

предварительная запись по телефону

8(343)68-5-27-24

 

 


 

 С 01.04.2024 начинается

прием документов

для зачисления детей в 1 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загарских Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

ГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа III-IV вида»

Загадка – как средство  расширения лексического запаса слов младших школьников  с нарушением зрения.

 Среди основных направлений модернизации образования важным считается ориентация на речевое развитие и формирование у школьников коммуникативной компетенции. В связи с этим работа по развитию речи, расширение словарного запаса обучающихся  приобретают ключевое значение. Владение грамотной связной речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни,  особенно для детей с нарушением зрения.

 Основная цель моей работы - создание условий для активизации познавательной деятельности, расширения лексического запаса обучающихся.

 На уроках чтения, русского языка,  трудового обучения, изобразительного искусства, математики, внеурочной работе широко использую малые литературные жанры: загадки, пословицы,  поговорки и др.  Особое место отвожу загадкам. Загадки развивают у детей наблюдательность,  обогащают их знания,  несут образы богатые описанием,  что крайне важно для слабовидящего и слепого ребёнка.

 Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта.  Загадки разнообразны по тематике и  содержанию.

  Загадки, которые  сохранились в памяти народа, называются народными, например: «Что цветёт без цвету?»     (папоротник)

  Устаревают, отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи:  «Без рук, без ног всё толк да скок»   (люлька)

  Узнавая,  какую роль играют  устаревшие слова  в русском языке, объясняя их значение,  происходит   обогащение, уточнение, активизация словаря,  усвоение новых слов, которые ребята не знали раньше. 

   Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширяется. Введение новых слов является активным приёмом обогащения  словаря ребёнка: «На столе он перед нами, на него направлен взор, подчиняется программе, носит имя...»     (монитор).                            

Об одном и том же  предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны,  что крайне важно для слепого или слабовидящего ребёнка,    т. к. у него рисуется правильный образ того или иного предмета.

Например, в загадках про зайца:

о внешнем виде животного:  «Серый зверёк через кочки скок!»;

о  характере его движения:  «По полю скачет – ушки прячет,

встанет столбом – ушки торчком»;

о  защитной способности менять окраску: «Зимой беленький,  летом серенький».

 Развёрнутое описание предмета с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, даёт литературная загадка:  

С.Я. Маршак

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу?     (очки)

Загадка  используется в формировании умения  доказывать.    Доказательство требует особых, отличных от  повествования  речевых оборотов, рассуждений, которые заканчиваются выводами.

Приёмами построения речи – доказательства, дети овладевают постепенно. Чтобы вызвать у детей потребность в  доказательстве, ставлю перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. 

Сознательное  отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору аргументов развивает самостоятельность и оригинальность мышления.  Так бывает при отгадывании загадок, содержание которых можно трактовать  по – разному.  В таких случаях не следует добиваться от детей традиционной отгадки, а видя правильность их рассуждений, подчеркнуть возможность получения разных ответов. Простая загадка: «Что вниз головой растёт?» - имеет традиционную отгадку – сосулька. Дети дают разные ответы: сосулька, морковка, коса у девочки, это действительно так,  нужно поощрить ребёнка за  такой ответ.

Если загадка вызывает затруднение при отгадывании, предлагаю её проанализировать, обратить внимание детей на признаки и связи между ними, составить план доказательства.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении.  Это активизирует словарь ребенка, создает возможность поработать над  переносным смыслом  слов, образных выражений, формирует навык связанных высказываний. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребёнка.

Много возможностей для обогащения словаря детей с нарушением зрения  новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями дает загадка – описание, которая помогает развитию у ребенка способности понимать и создавать описательную речь.

С большим интересом дети составляют и загадывают свою загадку – описание. Они   описывают  собственные наблюдения, выделяют признаки, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними. При формировании у детей навыков речи – описания важную роль играют  вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Подобные вопросы направляют ребенка  на разнообразное описание предмета, он отбирает нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образов используются и другие литературные произведения:  тексты, стихотворения.

 Научить детей связной,  правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над развитием речи, обогащением словаря ребенка дает положительные результаты.  Систематическое обращение к загадке,  обеспечивает более быстрое расширение лексического запаса слов младших школьников с нарушением зрения.

 

Чтение и отгадывание загадок



Знакомство с презентацией «Загадки о природе»



      Составление загадки – описания с помощью предметной картинки



Загадки на уроках русского языка




Отзывы


Ваше имя*

Ваша должность*

Ваш E-mail*

Текст отзыва*

символов осталось.
Детям очень нравится отгадывать загадки. Это дисциплинирует ум, приучает детей к рассуждению, формирует умение делать выводы.
Нафикова З.З.
воспитатель нач. классов
Во - первых,СПАСИБО,за то, что работаете с такими детьми в творческом ключе.Это им наверняка очень интересно.,т.к. мы все были детьми и думаю, всем нравились уроки у таких учителей, которые придерживаясь определённого стандарта проводили уроки с применением тёплых человеческих качеств,что дети особенно чувствуют и "проносят" через всю свою жизнь, воспоминаниями и добрыми чувствами.
Лилия
учитель
Работа над загадками очень актуальная тема для детей с нарушением зрения,которую мы тоже регулярно проводим. Осипова С. В. (учитель вспомогательных классов)
Осипова С. В.
учитель
Очень интересная и нужная работа!Возможно, что загадки - это средство, способствующее развитию такого универсального учебного действия, как выявление проблемы (неизвестность отгадки)и поиск путей ее решения, доказательство верности результата поиска. Как следует из работы автора, именно эти действия выполняют дети, отгадывая загадки. Спасибо за работу. С уважением, Туленкова З.Р.
Туленкова З.Р.
уч-ль рус. языка и литературы
В статье говорится об особенностях применения загадки на уроках в начальной школе.Ничего нового в этом нет. Это делают многие учителя и логопеды.
Бессонова Т. П.
Завуч по УВР (нач. шк.)