- 2024 год - Год семьи
- Оперативная информация
- О защите персональных данных
- Юбилей школы - 75 лет
- Служба консультирования
- ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННОМУ ДНЕВНИКУ
- Образование с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Реализация ФГОС
- food
- Родителям
- Комплексная безопасность
- История школы
- Достижения
- ЕГЭ и ОГЭ
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Дополнительное образование
- План работы
- Проекты
- Мы и СМИ
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Психологическая помощь
- Конференция
- Бесплатная юридическая помощь
- Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области
- Отзывы о работе школы
- Профориентация
- Аттестация педагогических работникоов
- Противодействие коррупции
- Профилактика терроризма
- Здоровьесберегающая деятельность
- Независимая оценка качества условий оказания услуг
- ВСОКО
- Всероссийская олимпиада школьников
- Сотрудничество
- ФГИС Моя школа
- Школьный спортивный клуб
Уважаемые родители
(законные представители)!
Администрация ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат
имени С.А.Мартиросяна готова ответить
на Ваши вопросы и обращения.
Обращения и вопросы могут быть отправлены:
на электронную почту info@mart-school.ru
Для очного приема необходима
предварительная запись по телефону
8(343)68-5-27-24
С 01.04.2024 начинается
прием документов
для зачисления детей в 1 класс
Прысь Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов
КОУ ВО «Павловская СОШИ IV вида»
Коррекция моторики кисти и пальцев рук слабовидящего школьника.
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук.
Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Работа по развитию осязания и мелкой моторики требует значительного времени. Именно поэтому в учебный план школы был введен коррекционный курс «Развитие осязания и мелкой моторики», предназначенный для развития кожно-двигательного анализатора.
Задача учителя заключается в том, чтобы на коррекционных занятиях целенаправленно развивать у слабовидящих учащихся осязательную чувствительность и мелкую моторику рук.
На занятиях по развитию осязания и мелкой моторики в своей практике применяю традиционные методики и внедряю новейшие методики, приемы и технологии.
- 1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем - поперек.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
- 2. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и
потешками:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке – косолапому,
Заиньке усатому.
( На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца).
- 3. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика:
1) «Щелчки»
2) «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
3) «Ножницы» - разведение пальцев в стороны:
а) правой, затем левой руки;
б) обеих рук одновременно;
г) соединив ладони вместе.
4) «Фонарики» - вращение свободными кистями рук.
- 4. Специальные упражнения с предметами, сопровождающиеся стишками:
а) Ребенок катает круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
б) Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке и проговаривает:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
- 5. Выполнение фигурок из пальцев, которые изображают предметы, животных, птиц.
Мышка.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)
Пароход.
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).
6. Игры и действия с игрушками и предметами:
раскладывание пуговиц, палочек, желудей, гороха и т.д.;
нанизывание бус, пуговиц на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц;
выкладывание палочек различными пальцами;
игры-шнуровки Марии Монтессори;
игры с кнопочной, осколочной мозаикой и строительными материалами.
7. Изобразительная деятельность: лепка из пластилина, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками различными способами, работа с трафаретами, спирографом, рисование узоров по клеточкам, рисование по точкам, работа с ножницами.
- 8. Предметно – практическая деятельность: конструирование: работа с различными видами и типами конструкторов, занятия лепкой, бумажные цветы, аппликация, макраме: работа с различными нитями, флористика, поделки из природного материала.
9. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): колечко, кулак-ребо-ладонь, лезгинка, ухо-нос, змейка, зеркальное рисование, горизонтальная восьмерка.
10. Игровые задания по коррекции и развитию тактильно–двигательного восприятия: «Чудесный мешочек», «Ходьба по контуру фигуры», «Ничего не вижу».
11. Игровые задания по коррекции и развитию межанализаторных взаимосвязей:
ü Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько раз ударят в ладоши;
ü Поднять руки вверх столько раз, сколько отсчитали на ощупь предметов.
При коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение ее функции. Результаты опытно-практической работы показали, что упражнения, специальные игры, приемы являются эффективным средством, с помощью которого школьники с нарушением зрения побуждаются к познанию предметов и явлений окружающего мира. Это даёт им возможность социально адаптироваться в обществе зрячих людей и к обучению в школе.
В результате работы над этой темой мною было разработано учебно-методическое пособие «Развитие и осязание мелкой моторики», рекомендованное для педагогических работников образовательных учреждений всех видов и типов, педагогических работников групп ДОУ, учителей-логопедов, дефектологов.